Минюст ответил на запрос о признании «Открытой России» «иноагентом»
«Открытой России» в списках нет
Министерство юстиции в понедельник ответило на запрос депутата-единоросса Александра Сидякина, который просил проверить, подало ли движение «Открытая Россия» заявление о включении в реестр НКО-«иностранных агентов». Сведений об общественном движении с таким названием в ведомственном реестре зарегистрированных НКО нет, сообщил Минюст. Есть лишь межрегиональная общественная организация «Открытая Россия», но та с 2012 года не получала зарубежного финансирования и оснований для ее проверки нет, хотя устав позволяет ей участвовать в политической деятельности, сказано в ответе министерства (есть у РБК). Еще одну «Открытую Россию» Минюст обнаружил в реестре зарегистрированных юридических лиц — но это общество с ограниченной ответственностью, следует из письма министерства.
Работа движения «Открытая Россия» не связана с упомянутыми в ответе Минюста организациями, говорит представитель движения Ольга Писпанен. При этом межрегиональная общественная организация «Открытая Россия», о которой пишет Минюст, является одноименным фондом, основанным акционерами НК ЮКОС в 2001 году, в том числе Михаилом Ходорковским, пояснил РБК бывший исполнительный директор фонда Михаил Яструбицкий. «Это старая «Открытая Россия», деятельность которой была приостановлена в 2006 году после проверок Генпрокуратуры и заморозки ее счетов. Мы ее не ликвидировали, она продолжает сдавать нулевую отчетность, но она не ведет никакую деятельность и в ней никто не работает», — уточнил Яструбицкий. О перезапуске своего проекта «Открытая Россия» Ходорковский объявил в сентябре 2014 года.
Слово за прокуратурой
Сидякин в понедельник же направил обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой провести внеплановую проверку движения «Открытая Россия» «на предмет соблюдения действующего российского законодательства, в том числе, закона «Об общественных объединениях». В ведомственном реестре Минюста движение не зарегистрировано, «но в последнее время от его лица ведется активная деятельность по организации и проведению политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики», сказано в обращении депутата (есть у РБК).
Мы вынуждены инициировать проверку Генпрокуратуры — а она будет проводиться с выездом на место, чтобы вернуть движение в рамки правового поля, за пределами которых оно оказалось, поясняет источник в окружении Сидякина. Это не репрессивная мера: всем понятно, что речи об иностранном финансировании не идет, так как главный спонсор «Открытой России» Михаил Ходорковский гражданин России, но организация должна выбрать форму, в которой будет действовать и пройти регистрацию, считает собеседник РБК.
Группы граждан могут обязать регистрироваться
Если прокуратура не найдет законного способа обязать движение зарегистрироваться, потребуются изменения в законодательстве, полагает источник. Обсуждаются две идеи: поправка в закон об общественных объединениях, которая обяжет проходить регистрацию группу граждан, совершающих общественно значимые действия, говорит собеседник. Другая: изменение в закон об НКО-«иностранных агентах», согласно которой Минюст получит право включать в реестр иностранных агентов незарегистрированные организации. Работа над поправками начнется в ближайшее время, говорит собеседник РБК, в окружении депутата рассчитывают на сотрудничество в этом вопросе с Минюстом.
«Они считают себя самыми умными, при этом, вероятно, получают деньги от иностранных источников и совершенно точно занимаются политической деятельностью — а это два основания для включения в реестр НКО-«иностранных агентов», — заявил РБК Александр Сидякин. Американский аналог российского закона об НКО-«иностранных агентах» (FARA) позволяет требовать отчета у любого лица, получающего зарубежное финансирование на политическую деятельность; российский закон направлен лишь на юридических лиц и только официально зарегистрированных, отмечает депутат. Обращение в Генпрокуратуру мотивировано желанием полностью разобраться в вопросе, а полномочия провести полную проверку есть лишь у нее, говорит Сидякин.
По словам депутата, есть основания полагать, что «Открытая Россия» получает деньги из иностранных источников, но из-за отсутствия у организации регистрации Росфинмониторинг не может их отследить: у организации нет счета, и финансирование, возможно, ведется через физических лиц. Кроме того, считает Сидякин, даже у незарегистрированной организации должен быть устав, который позволяет убедиться, что она не преследует цели свержения конституционного строя. Основания подозревать «Открытую Россию» в этом также имеются — у нее изымались экстремистские материалы, указывает депутат.
Вопрос о возможности изменения законодательства может быть поставлен «после того как будет получена полная картинка», говорит Сидякин.
В «Открытой России» будут «решать проблемы по мере поступления», отреагировала на инициативу Писпанен. «Мы не собираемся играть по их правилам», — добавила она в ответ на вопрос о перспективах принудительной регистрации проекта Ходорковского.