«Шестерка» продлила переговоры с Ираном до следующего лета
О том, что сторонам не удалось прийти к сделке по ядерной программе, и о переносе дедлайна на середину следующего срока сообщил в понедельник министр иностранных дел Великобритании Филипп Хаммонд. Он добавил, что это не означает прекращения переговоров, они продолжатся уже в следующем месяце.
Ранее 24 ноября считалось крайним сроком для выработки соглашения между сторонами. Затягивание переговоров означает отсутствие компромисса между Тегераном и западными державами, и прежде всего США. Впрочем, отсутствие конкретных результатов после прошедших на прошлой неделе консультаций не помешало Хаммонду констатировать «значительный прогресс». С этим согласился и глава российского МИДа Сергей Лавров.
Другим признаком, что Иран и «шестерка» считают достижение соглашения реальным, может считаться уступка Тегерану, о которой в понедельник объявил Хаммонд. Ежемесячно Иран сможет получать до $700 млн из денежных средств, замороженных ранее на счетах иранских госучреждений и компаний в европейских и американских банках. В обмен Иран согласился не обогащать уран выше 5%-ного уровня.
Первой о том, что «шестерка» продлит переговоры, сообщила The New York Times утром 24 ноября со ссылкой на анонимные источники. Однако признаки такого варианта развития событий появлялись еще на прошлой неделе. В частности, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф признавал, что переговоры «идут очень сложно», а государственный секретарь США Джон Керри заявил 20 ноября, что стороны не намерены продлевать процесс консультаций.
Непосредственным предметом обсуждения прошедших в Вене встреч стали условия, при которых Иран сможет продолжить свою ядерную программу, а западные державы постепенно смягчат против него санкции.
Камнем преткновения является количество центрифуг для обогащения урана. У Ирана на данный момент их имеется около 10 тыс. единиц. Вашингтон требует, чтобы это число было сокращено вдвое. Кроме того, как отмечает The Financial Times, стороны не могут согласиться по другому важнейшему пункту – снятию с Ирана санкций. В настоящий момент против исламской республики действуют санкции ООН, а также санкции США и ЕС. В основном они носят экономический характер.
«Неуспех переговоров обусловлен комплексом причин. Главная причина в том, что США и Запад в целом не готовы снять с Ирана ряд жестких односторонних финансовых санкций», – рассказал РБК директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. С ним солидарен руководитель экспертного Совета по развитию отношений со странами Востока НИИ корпоративного и проектного управления Сергей Демиденко: «Основная проблема – полное снятие санкций со стороны США, наложенных еще после 1979 года. Пока Вашингтон не намерен от них отказываться, так как это удобный инструмент давления на Иран».
По словам Демиденко, Иран сейчас остро нуждается в западных инвестициях, которые не придут в страну под санкциями. «Иран нуждается в Западе больше, чем Запад в Иране», – сказал эксперт.
Опрошенные РБК аналитики разошлись в оценках перспектив дальнейшего диалога. По мнению Евсеева, у «шестерки» и Ирана принципиально разные позиции. Кроме того, по его словам, успеху мешают причины непосредственно переговорного характера. К ним он отнес завышенные ожидания всех сторон, стремление Вашингтона единолично формировать позицию «шестерки», полное отсутствие доверия между исламской республикой и ее партнерами по переговорам. Демиденко более оптимистичен. Он полагает, что стороны придут к какому-либо соглашению «в любом случае». Иранское руководство рассчитывает, что его помощь понадобится Западу для борьбы с Исламским государством (ИГИЛ), отмечает Демиденко.
В прошлый раз существенный прогресс на переговорах Ирана и «шестерки» был достигнут в конце 2013 года в Женеве. Тогда сторонам удалось достичь промежуточного соглашения. Тегеран соглашался обогащать уран только до уровня в 5%, уничтожить свои запасы урана, обогащенного уже до уровня 20%, приостановить строительство реактора в Араке и в целом заморозить свою атомную программу на полгода. В обмен страна получала доступ к замороженным ранее $4,2 млрд и ослабление санкций на нефтяной экспорт и продажу золота. С тех пор стороны уже однажды срывали дедлайн – первый истекал в июле 2014 года, тогда консультации были продлены до ноября.