Экс-координатор Госдепа дал совет рискующим попасть под санкции россиянам
Россиянам, которые могут попасть в санкционный список лиц, близких к власти, лучше дать понять, что они независимы от Кремля, посоветовал экс-координатор санкционной политики Госдепартамента США Дэниел Фрид, ушедший в отставку в феврале этого года. Сейчас он работает экспертом вашингтонского Atlantic Council.
По его словам, россиянам лучше не заниматься лоббизмом в этой ситуации, «поскольку оно может быть воспринято как попытка оказать давление, а эффекта все равно не даст». «Что могут сделать потенциальные фигуранты списка, так это дать ясно понять, что они независимы от Кремля и не служат его денежными мешками», — сказал Фрид в интервью «Коммерсанту».
В августе президент США Дональд Трамп подписал новый закон о расширении антироссийских санкций (CAATSA), который ввел целый набор так называемых вторичных санкций, то есть мер против граждан других стран, сотрудничающих с российскими компаниями. В рамках закона в октябре Госдеп опубликовал список российских компаний оборонно-промышленного комплекса и спецслужб, сотрудничество с которыми может вызвать введение санкций. Санкции будут вводиться против контрагентов, которые совершают «существенные» сделки с участниками списка. «Существенность» сделок определит Госдеп. Теперь Вашингтон готовит список физических лиц, приближенных к Кремлю и президенту Владимиру Путину, которые могут подпасть под санкции.
По словам Фрида, фигуранты этого перечня не сразу столкнутся с практическими последствиями, хотя сам факт попадания в такой список увеличивает риск попадания под санкции. «Американские и европейские банки могут счесть, что раз человек в списке, взаимодействие с ним связано с более высокими рисками», — сказал Фрид. Он отметил, что призвал администрацию сделать «более короткий, но сильный список «плохих парней» — «людей, реально связанных с коррупцией, криминальной деятельностью или актами агрессии».
Эксперт предположил, что американские власти при составлении списка будут руководствоваться как открытой информацией (сообщениями СМИ и экспертными докладами — российскими, американскими и европейскими), так и закрытой, «более чувствительной». В том числе будут задействованы данные спецслужб и отчеты дипломатов.
Фрид отметил, что «будет шокирован», если в список попадет тысяча фигурантов, и предположил, что он будет более компактным. «При этом я убежден, что, если составители доклада просто возьмут и автоматически скопируют весь список самых богатых россиян из российского журнала Forbes, эффект от этого будет меньшим, чем того хотели бы инициаторы соответствующего закона», — подчеркнул эксперт.