Экс-премьер Украины заявил о «проспавшем ситуацию с газом» Киеве
Нынешняя администрация Украины способствовала возникновению энергетического кризиса в стране из-за своего неумения прогнозировать, считает бывший премьер-министр страны, лидер партии «Украинская стратегия» Владимир Гройсман. Об этом он заявил в интервью журналу «Страна».
«Идет централизация денежных ресурсов. Местные бюджеты будут обделены. В частности, энергоносителями. Были деньги и время закупить дешевый газ. Но из-за неумения прогнозировать власти проспали вопросы газа и ситуацию с углем. Этим отдали нас в руки Белоруссии. А по сути — России», — пояснил Гройсман.
На вопрос журналиста о том, почему так случилось, экс-премьер сказал, что такое можно было совершить, по его мнению, только преднамеренно. «Есть два варианта — либо полная некомпетентность, либо [Киев] специально подрывает основы энергетической безопасности, — прокомментировал он. — Цена для страны будет слишком высока. Здесь вопрос нашей независимости».
По его словам, население Украины «попало в плен к непрофессиональной и безответственной власти, имитирующей деятельность».
В середине декабря глава «Нафтогаза» Юрий Витренко заявлял, что в подземных украинских хранилищах достаточно газа для прохождения зимнего отопительного сезона. При этом он отмечал, что запасы угля в стране снизились до критического уровня.
В то же время «Газпром» сообщал, что Украина выбрала из хранилищ почти весь газ, закачанный при подготовке к зиме. По данным российской компании, объемы оставшегося там газа сократились почти до уровня начала закачки в этом году.
Из европейских хранилищ выбрана примерно треть закачанного летом газа, отмечали в компании.
На Украине считают, что «Газпром» «шантажирует» Европу тем, что не увеличивает транзит газа через украинскую территорию, даже несмотря на рекордный рост цен на топливо. Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон подчеркивал, что на Украине имеются свободные транзитные мощности. «Нафтогаз» направил в Еврокомиссию жалобу на «Газпром», в которой заявил, что сокращение поставок российской компанией и ограничение конкуренции с ее стороны стали ключевыми причинами энергетического кризиса в Европе.