AP узнало о тайном визите Гуаидо в США перед объявлением себя президентом
Коалиция латиноамериканских правительств, которая после провозглашения Хуана Гуаидо себя и.о. президента Венесуэлы присоединилась к США и признала спикера местной национальной ассамблеи (однопалатного парламента) главой Боливарианской Республики, объединилась еще за несколько недель до обострения кризиса в Венесуэле. Страны действовали посредством секретной дипломатии, которая включала в себя тайные послания активистам. Помимо этого, в рамках этой кампании Гуаидо совершил ряд секретных зарубежных поездок. Об этом со ссылкой на неназванных участников переговоров сообщает Associated Press (AP).
В середине декабря Гуаидо, по их данным, тайно отправился в Вашингтон, Колумбию и Бразилию, чтобы проинформировать местных должностных лиц о стратегии массовых демонстраций оппозиции в Венесуэле. Выступления демонстрантов, как указывает AP, должны были совпасть с ожидаемой инаугурацией президента Мадуро 10 января. Агентству об этом рассказал бывший мэр Каракаса Антонио Ледесма (из Венесуэлы он сбежал после заведенного против него дела; производство касалось гибели людей во время протестов в 2014 году).
Чтобы покинуть Венесуэлу, Гуаидо, по словам еще одного неназванного «антиправительственного лидера», прокрался через «незаконную» границу с Колумбией, пишет AP. Большая ее часть после инцидента с венесуэльскими солдатами в 2015 году (они были ранены во время драки с предполагаемыми колумбийскими контрабандистами), согласно приказу Мадуро, остается закрытой. Открыт только пограничный участок в венесуэльском штате Тачира.
К этому, по данным собеседника агентства, Гуаидо был вынужден прибегнуть, чтобы не вызывать подозрений у сотрудников иммиграционной службы, которые иногда задерживают оппозиционных деятелей в аэропорту и не позволяют им выезжать за границу.
В условиях раздробленности оппозиции в Венесуэле, которая оказалась разделена, в том числе из-за жестких мер местного правительства (за всеми тщательно следили спецслужбы), общение, заключавшееся в передаче друг другу зашифрованных текстовых сообщений, стало нормой, продолжает источник AP. Для доставки таких сообщений, по словам американского чиновника, который также знает об этих переговорах, использовались посредники. Общались таким образом, по его данным, политический наставник Гуаидо и венесуэльский оппозиционер Леопольдо Лопес. Последний находится под домашним арестом после того, как попытался организовать массовое восстание против Мадуро в 2014 году, замечает AP.
«Впервые за последние пять лет оппозиция [Венесуэлы] продемонстрировала способность объединяться», — прокомментировал ситуацию неназванный высокопоставленный канадский чиновник.
Однако решение противостоять Мадуро напрямую стало возможным только благодаря сильной поддержке администрации президента США Дональда Трампа, отмечает Associated Press. «Переломным моментом», по данным агентства, стало заявление американского лидера в августе 2017 года. Тогда Трамп допустил «военный вариант» для решения проблемы венесуэльского кризиса. С тех пор латиноамериканские страны, как замечает AP, «осознали: у них есть партнер в США, готовый справиться с продолжающимся уже много лет кризисом».
Так, 4 января, за день до того, как Гуаидо был приведен к присяге в качестве спикера нацсобрания, министры иностранных дел из 13 стран Группы Лима, в которую не входят США, заявили, что не признают второй срок Мадуро.
Тем не менее ключевую «теневую» роль в эскалации ситуации сыграл член Группы Лима — Канада, говорит источник AP из этой страны. Именно канадский министр иностранных дел Кристина Фриланд, по его данным, говорила с Гуаидо за ночь до церемонии инаугурации Мадуро. Оппозиционеру она тогда предложила поддержку своего правительства в случае, если он столкнется с лидером социалистов.
Помимо этого активные действия, по словам собеседника агентства, предпринимали Перу, Бразилия и Колумбия. Последняя, как замечает AP, граничит с Венесуэлой и со времени начала кризиса в стране приняла оттуда более 2 млн мигрантов.