Что власти и Навальный говорили про «дворец» под Геленджиком
Расследование о «дворце Путина» ФБК (признан Минюстом иноагентом) опубликовал 19 января. В нем описывается план комплекса на мысе Идокопас близ Геленджика, а также показаны снимки строений и видеозапись, сделанная с облетевшего комплекс дрона.
- Общую стоимость строительства объекта ФБК оценивает в 100 млрд руб., а стоимость строительства основного трехэтажного здания комплекса — в $1 млрд.
- В расследовании также упоминаются расположенные в окрестностях дворца виноградники общей площадью около 300 га, а также винодельня «Дивноморье» и винзавод «Старый Прованс».
- Навальный и ФБК делают вывод о связи комплекса с главой государства на основании того, что в финансировании строительства принимали участие госкомпании и знакомые с Путиным бизнесмены, охрану объекта, по их данным, осуществляют спецслужбы, ФСБ принадлежат права на соседние участки, над территорией установлена бесполетная зона, а проход по морю вдоль мыса Идокопас необходимо согласовывать со спецслужбами.
Все сообщения о связи главы государства с этой резиденцией Кремль опровергает.
Реакция властей на расследование
Президент Владимир Путин:
«Ничего из того, что там указано в качестве моей собственности, ни мне, ни моим близким родственникам не принадлежит и никогда не принадлежало. Никогда», — ответил Путин.
Президент отметил, что фильм не смотрел, так как у него нет на это свободного времени. Однако, по словам Путина, он «листал видеоподборки», подготовленные помощниками. Путин отметил, что тема «дворца» обсуждается уже более десяти лет и за эти годы должны были остаться документы, связанные с данным имуществом — оформлением земельных участков, финансовыми проводками и т.д.
«Вместо всего этого что — разместили мою фотографию, мое плавание стилем баттерфляй в каком-то бассейне, где я никогда не был и не знаю, что это за бассейн. Но я так плавал. В Енисее в 2016 году. Это просто компиляция, монтаж. Выражаясь языком одного из известных наших персонажей, нужно сказать: «Скучно, девочки». Ну хоть чего-нибудь попридумывали бы еще», — сказал президент.
Путин добавил, что часть упомянутых в фильме людей он не знает вовсе, а с другими, наоборот, хорошо знаком или даже приятельствует, некоторые из них давно занимаются бизнесом, тогда как самого Путина бизнес, по его словам, «никогда не интересовал».
«Люди, которые там упоминаются, — я кого-то знаю, кто-то является моим приятелем, бывшим коллегой. Какие-то дальние родственники, какие-то знакомые. Есть люди, которых я вообще не знаю, которые там упоминаются. Просто никогда их не видел в глаза, не знаком с ними. Понимаю, что им не очень хочется близко со мной вставать, потому что кто рядом ни появится, на того сразу санкции накладывают. Да, кстати, эти люди — некоторые из них, которых я хорошо знаю, — давно занимаются бизнесом, еще до встречи со мной и знакомства со мной», — сказал Путин.
«Из всего, что там [в фильме] видел, я заинтересовался только одним. Но не как бизнесом, а как видом деятельности. Это виноделие», — добавил Путин, пояснив, что этой «благородной» деятельностью занимаются его знакомые, в том числе бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
По словам пресс-секретаря президента, в Геленджике «все говорят, что действительно там есть огромный объект». «Но у него есть какие-то собственники, это частный объект. И, наверное, бизнесмены, если они действуют в рамках закона, они вольны владеть любыми объектами. Но при чем здесь президент?» — задался вопросом Песков.
Целью выпуска Фондом борьбы с коррупцией «псевдорасследования» о «дворце Путина» является «изъятие денег у населения», сказал Песков, заверив, что фильм не содержит в себе ничего, кроме «голословных утверждений», «чистой чуши и компиляций».
По его словам, президент не пользуется какими-либо объектами в Геленджике и не бывает там. На вопрос, кому принадлежит комплекс, о котором идет речь в расследовании, Песков ответил, что это «абсолютно не его забота». «У нас много коммерческих объектов», — отметил он.
Позднее он уточнил, что владельцами комплекса являются частные лица. «Очевидно, что владельцами являются предприниматели. Действительно, это большой объект, он хорошо известен в Геленджике. И один или несколько прямо или опосредованно владеют этим объектом. Но согласитесь, что, наверное, Кремль не имеет никакого права разглашать имена этих владельцев. И мы не собираемся этого делать. Это было бы некорректно», — сказал Песков.