Минус один: Россию исключают из G8, но это уже неактуально
Предваряющее ежегодный саммит совещание глав МИД G8, которое должно было пройти в Москве в апреле, отменено. Складывается ощущение, что Россию изгоняют из элитарного клуба передовых стран, куда она с таким трудом попала менее 20 лет назад.
41 год регулярных встреч
Свою историю G8 ведет от неформальной встречи глав финансовых ведомств Великобритании, США, Франции и ФРГ в Вашингтоне 25 марта 1973г. Несколько месяцев спустя по предложению главы американского казначейства Джорджа Шульца к регулярным встречам был привлечен представитель Японии. Уже в конце 1973г. разразился энергетический кризис, приведший к мировой рецессии и обвалу на фондовых рынках. Новые обстоятельства потребовали новых мер: в 1975г. французский президент Валери Жискар д'Эстен предложил организовать новую встречу в формате глав государств, а не министров финансов.
Первый саммит группы в формате "шестерки" лидеров (с участием премьер-министра Италии Альдо Моро) прошел в ноябре 1975г. в парижском пригороде Рамбуйи. Примечательно, что повестка дня тогда слабо отличалась от тем, обсуждаемых G8 в наши дни. Это противодействие стагфляции и безработице, борьба с протекционизмом, продвижение международных организаций на мировой арене. С включением в неформальный клуб представителя Канады, с 1976г. формат "семерки" не менялся в течение 20 лет.
Постепенно встречи "Группы семи" обрастали традициями: саммиты проводились в мае-июле каждого года в каждой из стран клуба в порядке строгой очередности, у глав государств появились шерпы - доверенные лица на саммитах. Традиции заменяли собой институты и бюрократический аппарат, поэтому клуб промышленно развитых стран до сих пор остается неформальным объединением.
Ось "Восток-Запад"
Официальный представитель России впервые присутствовал на встрече "семерки" в июле 1991г. Им стал президент СССР Михаил Горбачев, приглашенный на Лондонский саммит стран - участниц клуба в качестве наблюдателя. В следующем году в Российской Федерации начались масштабные либеральные реформы, и процесс превращения "семерки" в "восьмерку" был ускорен. С 1994г. Россия участвовала во встречах в формате "7+1" (двусторонние консультации по итогам работы саммита), вступление же нашей страны в "Клуб семи" было оформлено в два этапа - на саммитах 1997г. и 1998г.
Многолетний процесс присоединения России к странам "семерки" был разновидностью поощрения Москвы за проведение либеральных реформ и за вывод войск из стран бывшего СССР и соцлагеря. "Все очень просто. Мы приводим их в G7, они уходят из стран Балтии. Если они станут частью клуба "больших мальчиков", причин обижать "маленьких мальчиков" у них станет меньше", - приводит Washington Post слова Билла Клинтона своим советникам после саммита "семерки" в июле 1994г.
Образование Российской Федерации на обломках СССР стало едва ли не единственным геополитическим изменением, которое "заметили" участники клуба G7. Несмотря на рост политического и экономического веса Бразилии, Индии, Китая и "азиатских тигров", "восьмерка" не стремилась расширяться дальше. Именно поэтому G8 лишилась своего фактически главного козыря - репрезентативности.
Вплоть до начала 2000-х гг. экономики стран G6-G7-G8 действительно производили более половины мирового ВВП. Однако, по данным МВФ на 2012г., державы "Клуба восьми" вкладывали (по паритету покупательной способности) лишь 39% в мировую экономику. За последние 10-15 лет в ней вырос удельный вес развивающихся стран, чьим основным представителем является "двадцатка" - G20. Из того же доклада МВФ следует, что доля стран - участниц этого объединения в мировом ВВП составляет уже 81%.
Кризис однополярности
Создание нового объединения повторяет историю самой "восьмерки". G20 была сформирована в декабре 1999г. по инициативе министров финансов G7 как площадка для диалога с развивающимися странами. В течение девяти лет "двадцатка" являлась международным форумом, на котором главы минфинов и центробанков участвующих государств обсуждали насущные экономические вопросы. Роль "Клуба двадцати" выросла после начала Мировой рецессии в 2008г. Тогда по инициативе Великобритании и Франции была впервые проведена встреча представителей G20 на самом высоком уровне.
Напротив, с этого момента начала снижаться значимость встреч "восьмерки". За два года с ноября 2008г. по ноябрь 2010г. клуб G20 провел пять саммитов, посвященных актуальным проблемам выхода из кризиса, G8 от принципа ежегодных встреч не отступилась. На 35-м саммите "восьмерки" в итальянской Аквиле в июле 2009г. основными темами повестки дня стали вопросы энергетики, проблема изменения климата и развитие Африки. Отказ Владимира Путина посетить очередную встречу объединения в 2012г. также может свидетельствовать о снижении престижа саммитов G8 в глазах лидера конкретного государства - участника клуба.
Роспуск "восьмерки" и возвращение к формату G7 не приведет к серьезным материальным проблемам для России, поскольку этот клуб - неформальное объединение государственных лидеров, без устава, без бюрократического аппарата и, главное, без программ финансирования. С точки зрения влияния на глобальную политику на первый план выходит G20, где членство России сохраняется.
"От исключения из "восьмерки" мы точно ничего не теряем, так важные экономические темы, да и вопросы безопасности, обсуждаются теперь в рамках "двадцатки", - сказал РБК высокопоставленный чиновник правительства.
Сегодня глава МИД Австралии Джулия Бишоп первой из дипломатов и мировых лидеров предложила исключить Россию из "двадцатки", но министры иностранных дел стран БРИКС (все - члены G20, 27% мирового ВВП на 2012г.) подвергли критике эту инициативу. Остается открытым вопрос, как возможно отстранение Москвы от участия в саммитах "двадцатки", если это объединение, подобно "восьмерке", является неформальным объединением руководителей государств.
Самороспуск G20 и переход к G19 невозможен, поскольку в "Группе двадцати" нет такого единства по российскому вопросу, как в "семерке". Объявление же российской делегации персонами нон грата на грядущем в ноябре саммите G20 в Австралии грозит расколом "двадцатки", а значит, потерей репрезентативности как объединения всех мировых центров силы.
Георгий Макаренко