Дело по факту гибели "Курска" прекращено за отсутствием состава преступления
Проинформировать общественность о причинах гибели "Курска" Владимиру Устинову поручил президент России Владимир Путин. Речь о причинах трагедии шла сегодня на встрече главы государства с генпрокурором в Кремле. В частности, президенту было доложено о завершении расследования причин гибели подлодки. По словам Владимира Путина, информация, которая поступает в его адрес от ученых, конструкторов, военных моряков, специалистов военно-морского флота и судостроителей, говорит о том, что такого "объективного, всестороннего, глубокого расследования причин катастрофы подобного рода в истории флота еще не было". Президент обратил внимание на то, что все специалисты должны иметь возможность ознакомиться с материалами следствия, чтобы сделать выводы практического характера на будущее.
Всего материалы уголовного дела насчитывают 113 томов, и половина содержащихся в них сведений является государственной тайной. Но кое о чем Владимир Устинов в ходе пресс-конференции все же рассказал. В частности, следствием было проверено множество версий, в том числе столкновение "Курска" с надводным или подводным кораблем, поражение торпедой, диверсия, теракт, подрыв на мине времен Великой Отечественной войны, гибель в результате нештатной ситуации. Следствие установило, что в момент проведения учений в Баренцевом море в августе 2000 года в данном районе не было других судов, стрельбы также не проводились.
По словам генпрокурора, гибель "Курска" была вызвана взрывом практической торпеды 6576-А, находившейся в четвертом торпедном аппарате. В результате был разрушен прочный корпус, что привело к затоплению лодки и последующей детонации взрывчатого вещества боевого зарядного отделения ряда торпед, которые были расположены на стеллажах внутри первого отсека. Это, в свою очередь, полностью разрушило носовую часть "Курска", конструкцию механизмов первого, второго и третьего отсеков.
Первый взрыв не был связан с недостатками конструкции данной торпеды. По оценке следствия, основной причиной взрыва торпеды стало наличие в ее корпусе и резиновых прокладках микротрещин, которые повлекли утечку окислителя топлива, что и привело к взрыву. Ввиду того, что лица, ответственные за проектирование, хранение, эксплуатацию торпеды, не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем и по обстоятельствам дела такой возможности предвидеть не могли, было принято решение о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления.
В ходе следствия также были выявлены нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, допущенные должностными лицами ВМФ РФ. Однако, по словам Владимира Устинова, эти нарушения не состоят в причинной связи с гибелью "Курска" и экипажа подлодки, что исключает привлечение кого-либо из них к уголовной ответственности.
Генпрокурор поведал также о причинах гибели подводников, выживших после катастрофы и находившихся в 9-м отсеке "Курска". Причиной их гибели стало отравление угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрыва торпеды на борту подлодки. По словам Владимира Устинова, спасти кого-либо из моряков не представлялось возможным. В частности, возможность использования оставшимися в живых членами экипажа всплывающей спасательной камеры отсутствовала из-за разрушения носовых отсеков корабля, поэтому они стали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк 9-го отсека. Однако из-за большой концентрации угарного газа, повышения давления и быстрого ухудшения самочувствия подводники не смогли предпринять ни одной попытки покинуть "Курск" через спасательный люк. Осмотр 9-го отсека показал, что, несмотря на острую стрессовую ситуацию, оставшиеся в живых после взрыва члены экипажа действовали организованно, не были подвержены паническим настроениям и под руководством офицеров предпринимали все возможные меры к спасению корабля и экипажа.
Всего из "Курска" были извлечены в общей сложности тела 115 из 118 членов экипажа. Следствие полагает, что тела трех подводников, которые не удалось обнаружить, полностью сгорели (это тела двух матросов и представителя завода "Дагдизель" Мамеда Гаджиева).