Песков допустил корректировку закона об иноагентах
В закон об иностранных агентах могут быть внесены изменения, если правоприменительная практика покажет такую необходимость, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Если, действительно, «цех», которого касается закон, и сами законодатели, и правоприменители приходят к выводу, что эти корректировки нужны, то, конечно, они тогда возможны и необходимы», — сказал он (цитата по ТАСС).
Песков добавил, что закон позволяет выйти из статуса иноагента, но этой возможностью пока никто не воспользовался. «Что касается вот этих вот невостребованных денег, которые кто-то получил из-за границы, ну да, наверное, такие ситуации возможны. Такой процесс предусмотрен. Другое дело, что пока времени прошло мало, никто процедурой выхода пока не успел воспользовался. Она занимает, если я правильно помню, один год, по-моему, по сроку», — сказал он (цитата по «РИА Новости»).
При этом признание СМИ иноагентом не означает его закрытие или ограничение работы, уверен пресс-секретарь президента. По его словам, цель закона в том, чтобы предупредить граждан, что «они читают информацию иностранного агента, и [дать им возможность] самостоятельно сделать вывод» о достоверности распространяемой информации.
В отношении НКО-иноагентов преследуется та же цель, поскольку «правозащитная деятельность связана с политикой, и если в политике появляются иностранные деньги, это должен быть особый режим для любого государства», добавил Песков.
С начала года Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов пять изданий — The Insider, «Важные истории», «Первое антикоррупционное СМИ», Meduza и телеканал «Дождь». За последние полтора месяца в список иноагентов также включили 20 человек, в том числе главреда «Проекта» Романа Баданина и сотрудников «Открытых медиа» (сайт издания заблокирован по решению Роскомнадзора) главного редактора Юлию Ярош, начальника отдела политики Максима Гликина и его заместителя Илью Рождественского.
21 августа, на следующий день после того, как Минюст признал «Дождь» и «Важные истории» иноагентами, в Москве у здания ФСБ на Лубянке прошла серия одиночных пикетов, которая завершилась задержаниями. Среди задержанных были бывшая журналистка РБК, корреспондент The Bell Юлия Старостина, создательница подкаста «Норм» Дарья Черкудинова, журналистка «Дождя» Ксения Миронова, Илья Васюнин из RT, редактор «Таких дел» Лариса Жукова и журналистка Софья Гройсман (внесена в реестр СМИ-иноагентов). Позже полиция отпустила всех задержанных.
После серии пикетов и задержаний Профсоюз журналистов попросил власти Москвы согласовать проведение митинга против признания СМИ иноагентами. Столичный департамент региональной безопасности ответил отказом, объяснив решение действующим запретом на массовые мероприятия, введенным на фоне пандемии коронавируса.