Встреча России и Украины на Припяти
О чем Киев и Москва могут договориться на первых переговорах после начала военной операцииПоложение на земле
26 февраля Министерство обороны России заявило, что войскам дан приказ наступать на Украине «по всем направлениям». Спустя сутки о каких-то существенных изменениях с точки зрения расширения контроля над украинской территорией не сообщалось. За четыре дня наступления российские войска продвинулись на юге Украины, окружили Херсон, частично блокировали Киев с запада, взяв под контроль аэродром в Гостомеле, в воскресенье бои велись в черте Харькова. По заявлению Минобороны России, военные ЛНР продвинулись вглубь на несколько десятков километров, взяты под контроль город Счастье и село Муратово.
По требованию Роскомнадзора РБК приводит данные о деталях военной операции на Украине на основании информации российских официальных источников.
Утром в воскресенье официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков заявил, что полностью блокированы города Херсон и Бердянск, взяты под контроль аэродром Чернобаевка под Херсоном и город Геническ (также находится в Херсонской области). Вечером в воскресенье он сообщил, что с начала операции были поражены 1067 объектов военной инфраструктуры (27 пунктов управления и узлов связи, 38 зенитных ракетных комплексов противовоздушной обороны: С-300, «Бук М-1» и «Оса», а также 56 радиолокационных станций, уничтожены 254 танка и других боевых бронированных машин, 31 самолет на земле и т.д.).
Согласно заявлению Конашенкова, под Харьковом в плен сдался «302-й зенитный ракетный полк ВСУ, оснащенный комплексами ПВО «Бук М-1», всего 471 человек». До этого Минобороны заявило о пленении 82 защитников острова Змеиный в Черном море.
В воскресенье Минобороны России сообщило, что при проведении операции на Украине есть погибшие и раненые. «Но наши потери многократно меньше уничтоженных националистов. И потерь среди военнослужащих украинских вооруженных сил», — подчеркнул Конашенков.
Особенности операции
«В моем понимании выбранная тактика на Украине слишком медлительная. Она длится долго и, на мой взгляд, неэффективна, — написал в воскресенье глава Чечни Рамзан Кадыров. — Надо закончить начатое и без оглядки идти только вперед. Будь что будет. На войне и убивают, и разрушают. Без этого никак, к сожалению». Он призвал начать крупномасштабную операцию по всем направлениям и территории Украины.
Согласно заявлению президента России, целью спецоперации являются «демилитаризация и денацификация Украины». Неизвестно, какие конкретные военные цели ставились перед российской армией, но нельзя сказать, что наступление застопорилось, считает военный эксперт Василий Кашин. «Я не вижу оснований говорить, что российская армия где-то увязла на четвертый день, действуя против 40-миллионной страны с 200-тысячной армией, которая имела на начало конфликта и достаточно мощную ПВО, и ВВС и которая насыщалась в последние годы современным оружием», — сказал он. «С точки зрения таких масштабных кампаний прошло ничтожно мало времени», — продолжает эксперт. Операция находится на начальной стадии даже для эпохи мобильных войн, отмечает Кашин. «Например, американская операция «Иракская свобода» длилась три недели. И это с противником на порядок слабее, чем ВСУ», — говорит он.
«Успехи есть, они довольно значительные, — продолжает Кашин. — Удалось прорваться во второй крупнейший город страны, Харьков, в его черте идут бои. Удалось прорваться на значительное расстояние с юга и создать угрозу окружения войск в Мариуполе. Удалось продвинуться со стороны ДНР и ЛНР на десятки километров. И удалось подойти к Киеву, завязать бои на его окраинах. То есть с нескольких направлений армия углубилась на десятки километров и находится в процессе захвата второго по величине города страны и создает угрозу первому. Это на четвертый день».
При этом, по его мнению, «совершенно точно», что обе стороны несут существенные потери: и с той и другой стороны есть «серьезные неудачи», но, добавляет он, «никаких данных о потерях, на которые стоит обращать внимание, пока нет».
Переговоры на Припяти
25 февраля, на следующий день после начала российской операции, президент Украины Владимир Зеленский заявил о готовности обсуждать с Россией нейтральный статус его страны. В тот же день пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Москва готова направить в Минск российскую делегацию для переговоров с украинской. По его словам, в нее должны были войти представители Минобороны, МИД и администрации президента.
Тогда переговоры не состоялись из-за ультимативных требований российской стороны, заявила украинская сторона. «Мы сказали, что мы готовы, будем садиться за стол переговоров и начали готовить свою переговорную позицию, то есть те пункты, которые нас бы устраивали с точки зрения прекращения огня, перемирия и так далее», — сказал РБК советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк. Но, по его словам, в какой-то момент российская сторона выдвинула несколько ультимативных требований, которые для Киева были неприемлемы, поскольку Зеленский несколько раз подчеркивал, что Украина не будет принимать требования любой природы и характера со стороны России.
27 февраля Песков заявил, что в Гомель на переговоры с украинской стороной выехала российская делегация. Состав ее оказался неожиданным. Возглавил делегацию помощник президента России Владимир Мединский, в ее состав вошли замглавы МИДа Андрей Руденко, замглавы Минобороны Александр Фомин, новый посол России в Белоруссии Борис Грызлов, который остается главой российской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ), и глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Мединский ранее не был участником каких-либо открытых переговоров по Украине, до перехода на пост помощника президента он возглавлял Министерство культуры. Слуцкий в Госдуме возглавляет комитет по международным делам, в ведение которого Украина не входит, она относится к ведению комитета по делам СНГ. У замминистра Руденко, напротив, взаимодействие со странами постсоветского пространства — основное направление деятельности.
«Состав делегации вызывает вопросы относительно того, что сама Россия хочет получить от этих переговоров: ни бывшего министра культуры, ни нынешнего главу международного комитета Госдумы нельзя назвать переговорщиками, в целом такой состав выглядит не слишком подходящим для нынешней ситуации», — говорит консультант International Crisis Group Олег Игнатов. «Возможно, задачей этой команды было показать общую готовность к переговорам, а когда дело дойдет до ведения серьезного разговора о конфликте, состав сменится», — не исключает он.
Сперва украинская сторона опровергла планы садиться за стол переговоров в Гомеле, для нее оказались неприемлемы переговоры на территории Белоруссии. «Четыре дня назад именно с белорусской территории пошли крылатые ракеты, самолеты, вертолеты, техника. <...> Если бы с вашей территории не было агрессивных действий, мы бы могли говорить в Минске. <...> Нам подходит любой город в стране, с территории которой не летят ракеты», — заявил Зеленский. Подоляк сказал РБК, что Россия продолжает ставить Украине «недопустимые ультимативные условия». Песков же заявил, что Гомель предложила украинская сторона.
Мединский, уже находясь в Белоруссии, заявил, что российские парламентеры будут ждать украинскую делегацию до 15:00. «В случае отказа от переговоров вся ответственность за кровопролитие будет на украинской стороне», — добавил он. К назначенному времени никто не приехал. Однако после того как состоялся разговор президента Белоруссии Александра Лукашенко с Владимиром Зеленским, Белпрессцентр сообщил, что украинская делегация все-таки выехала на встречу в Гомеле. Это подтвердила и российская сторона. «Политики договорились, что украинская делегация встретится с российской без предварительных условий на украинско-белорусской границе в районе реки Припять», — говорится в заявлении офиса президента Украины. Лукашенко, отметили в Киеве, взял на себя обязательство, что на время «переговоров и возвращения украинской делегации все самолеты, вертолеты и ракеты, размещенные на белорусской территории, останутся на земле». Позднее Зеленский заявил, что «не очень верит в успех сегодняшних переговоров с Россией», но «маленький шанс есть, поэтому его надо использовать».
Ранее в разговоре с РБК Подоляк рассказал, что сейчас не идет речи о принципиальных договоренностях, стороны обсуждают предложения для будущих переговоров. «Надо понимать, что это не непосредственно переговоры, а переговоры о формировании пакета первого раунда переговоров — о том, где и когда эти переговоры могут проходить», — объяснил он накануне встречи на Припяти.