ЕС закроет небо для всех российских самолетов, включая частные
Евросоюз закроет воздушное пространство для всех зарегистрированных в России самолетов, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Мы закрываем воздушное пространство ЕС для россиян. Мы предлагаем ввести запрет для всех самолетов, находящихся в российской собственности, для зарегистрированных в России, и для тех, которые контролируются Россией. Они больше не смогут садиться, взлетать и пролетать над территорией Евросоюза», — говорится в заявлении главы Еврокомиссии.
Она пояснила, что данные меры приняты в ответ на продолжающуюся российскую войсковую операцию на Украине.
«Это распространяется на любой самолет, который находится в собственности, зафрахтован или контролируется российским юридическим или физическим лицом. Я поясню: наше воздушное пространство будет закрыто для всех российских самолетов, в том числе для частных самолетов олигархов», — добавила фон дер Ляйен.
РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота», S7 и «Победы».
В какие страны Европы летали россияне
До пандемии, в 2019 году, в странах ЕС, согласно данным Погранслужбы ФСБ, побывало 16,6 млн россиян. В статистике учитывались поездки со всеми целями, включая туристические, частные, деловые, поездки по работе и учебе. Больше всего жителей России побывало за тот год в Финляндии (3,9 млн), Эстонии (1,9 млн), Германии (1,4 млн), в пятерку самых посещаемых стран входили также Италия (туда ездили 1,4 млн россиян) и Эстония (1,2 млн). В 2020 году, когда из-за пандемии в конце марта международное авиасообщение прервалось и страны Европы оказались закрыты, поток россиян в европейские страны упал в 4,8 раза — до 3,4 млн человек. По итогу 2021 года в странах Европы побывало 3,2 млн россиян — больше всего на Кипре (560,7 тыс.), в Финляндии (498,2 тыс.) и Германии (309,2 тыс.).
Страны Евросоюза начали закрывать воздушное пространство для пролета российских самолетов практически сразу после начала Россией 24 февраля операции на Украине. Целью операции российский президент Владимир Путин называл «денацификацию» и «демилитаризацию» Украины, при этом он заявил, что не собирается оккупировать страну. Минобороны России заверило, что удары наносятся только по военным объектам, гражданскому населению и жилым зданиям ничего не угрожает.
Вечером 24 февраля Великобритания ужесточила санкции против России, внеся в санкционный список авиакомпанию «Аэрофлот». Затем закрыли небо для российских воздушных судов Чехия, Польша, Болгария, Эстония и Латвия. К запрету на полеты присоединились также Румыния и Литва.
27 февраля о закрытии неба для российских самолетов и авиакомпаний заявили Финляндия, Австрия, Дания, Исландия, Германия, Швеция и Франция, а также Канада, Испания и Северная Македония.
Все запретившие полеты страны заявили о солидарности с Украиной и осудили действия России. При этом в Польше допустили ограничение возможности путешествий для россиян, а Чехия отозвала из России посла и приостановила выдачу виз и видов на жительство российским гражданам.
В Росавиации заявили об ответных мерах. Как сообщили РБК в пресс-службе ведомства, 26 февраля Россия ввела ограничения на полеты авиакомпаний Болгарии, Польши и Чехии, включая транзитные полеты через российское воздушное пространство. Ранее, 25 февраля, Россия запретила полеты британских самолетов в российском воздушном пространстве.
Стали отменять рейсы и сами авиакомпании. В частности, латвийская АirBaltic отменила все полеты в Россию до 26 марта, а крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines отменила все рейсы в Европу до 13 марта.
В МИД России в связи с закрытием воздушного пространства напомнили, что россиянам, которые находятся за рубежом, в особенности в странах, где уже закрыли или ожидается закрытие авиасообщения с Москвой, нужно скачать приложение «Зарубежный помощник», предназначенное для взаимодействия с министерством.
Когда появились первые ограничения стран ЕС, крупнейшие российские авиакомпании начали искать маршруты их облета. «В связи с закрытием воздушного пространства Чехии и Польши полетное время, конечно же, увеличится», — говорил РБК источник в группе «Аэрофлот», выполняющей большинство российских рейсов за рубеж. По его словам, по большинству направлений увеличение составит от 15 до 20 минут, а по некоторым (Турция, Египет, Греция) — до одного часа. А S7, которая сначала отменила все рейсы в Европу на две недели (с 26 февраля по 13 марта), утром в субботу уточнила, что все же будет осуществлять часть рейсов в Европу. «В связи с меняющейся ситуацией S7 Airlines прорабатывает маршруты для облета закрытых воздушных пространств», — говорилось в ее сообщении. Так, 26 февраля были запланированы рейсы Москва — Верона — Москва и Москва — Ницца — Москва.
Для полетов в Западную Европу у российских авиакомпаний оставалось еще два альтернативных варианта, отмечал исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: через Балтику и Германию, огибая Польшу с севера, или через Черное море, огибая Украину и Молдавию. Но теперь и эти маршруты неактуальны, потому что европейские страны не будут принимать российские самолеты.