Софья Сапега попросила Лукашенко о помиловании
Россиянка Софья Сапега передала в администрацию колонии ИК-4 в Гомеле ходатайство о помиловании, сообщил Би-би-си и подтвердил РБК адвокат ее семьи Антон Гашинский. В обращении к президенту Белоруссии Александру Лукашенко (текст есть у Би-би-си) Сапега просит освободить ее от отбывания шестилетнего срока или заменить его более мягким наказанием.
«Я лишь хочу быть рядом со своей семьей. <...> Я хочу свободно дышать», — пишет заключенная.
Адвокат заявил РБК, что Сапеге «достаточно тяжело» находиться в колонии. Он отметил, что осужденная раскаялась, «способствовала выявлению других участников преступления», «приняла меры к возмещению причиненного преступлением ущерба» и считает, что «цели уголовной ответственности уже достигнуты». «Хочет быть с родными и близкими, обязуется не нарушать закон», — заверил Гашинский.
Сапегу задержали вместе с бывшим главредом оппозиционного Telegram-канала Nexta (освещал и координировал массовые протесты после выборов президента в 2020 году; признан в Белоруссии экстремистским) Романом Протасевичем в мае прошлого года после вынужденной посадки пассажирского самолета Ryanair. Самолет следовал из Афин в Вильнюс, но сел в Минске после сообщения о бомбе на борту, которое впоследствии не подтвердилось. Вскоре в Сети появились видеозаписи, на которых Протасевич и Сапега признают вину во вменяемых им преступлениях. Они заключили досудебное соглашение со следствием. Протасевич, которого обвинили в организации массовых акций и разжигании социальной вражды, дал интервью, в котором раскаялся в связях с оппозицией и пообещал «не лезть в политику». Их с Сапегой перевели из СИЗО под домашний арест.
Сапега обвиняется в администрировании Telegram-канала «Черная книга Беларуси» (также признан в республике экстремистским), публиковавшего личные данные силовиков, которые жестоко обращались с участниками массовых протестов после президентских выборов 2020 года. После задержания она сотрудничала со следствием и в декабре 2021 года уже писала прошение о помиловании на имя Лукашенко. Ее отчим Сергей Дудич тогда уточнил, что решения можно ожидать после решения суда.
В мае текущего года суд признал россиянку виновной по двум статьям: о возбуждении социальной вражды и о незаконном сборе и распространении данных о частной жизни. Сапегу приговорили к шести годам колонии общего режима. Ее обязали компенсировать потерпевшим моральный ущерб — 167 500 белорусских рублей (более 2,5 млн российских рублей по текущему курсу) — и судебную пошлину в размере 7488 белорусских рублей (более 100 тыс. российских рублей). Приговор не был обжалован и вступил в силу в конце месяца.
Протасевич после решения суда рассказал, что они с Сапегой расстались, а сам он женился. Экс-главред Nexta признался, что был «неприятно удивлен» приговору бывшей подруге, но его «немного утешает» тот факт, что назначенный ей срок значительно меньше изначально грозивших 20 лет. Его собственное дело, по словам Протасевича, «продвигается силами центрального аппарата» белорусского СК, его объем «уже давно превысил сотню томов», а сроки окончания следствия пока неизвестны.
В Кремле пообещали защищать интересы россиянки, но не стали оценивать справедливость приговора.
В начале июня Лукашенко допустил передачу Сапеги в Россию. «Пусть она там отбывает срок. Или они что хотят там делают», — сказал президент Белоруссии, добавив, что ему «жалко девчонку».
16 июня в МИД России напомнили, что Сапега в соответствии с белорусским законодательством может подать Лукашенко прошение о помиловании.