Российские СМИ обратились к властям из-за закона об иноагентах
Ряд российских СМИ опубликовали открытые обращения к властям с требованиями прекратить преследование журналистов на основании закона об иноагентах и отказаться от практики включения изданий в соответствующие реестры.
«Мы требуем пересмотра решений о закрытии редакций наших коллег, присвоении им статусов нежелательных организаций и иностранных агентов. А также мы настаиваем на пересмотре уголовных и административных дел против журналистов и расследовании случаев их избиения», — говорится в письме.
В числе опубликовавших обращение — «Новая газета», Forbes, признанная иноагентом Meduza, The Village, «7×7», Republic и другие. Обращение также поддержала радиостанция «Эхо Москвы» и телеведущая Ксения Собчак.
Некоторые редакции обращаются к президенту Владимиру Путину, спикеру Совфеда Валентине Матвиенко и главам силовых ведомств, Forbes обратился с просьбой к Госдуме о пересмотре закона.
РБК направил запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову и Валентине Матвиенко.
Как статус иноагента влияет на СМИ
О последствиях внесения в реестр иноагентов ранее рассказывала Meduza, получившая этот статус 23 апреля 2021 года. Вскоре после этого от размещения на сайте Meduza начали отказываться рекламодатели, потому что издание стало для них «токсичной» компанией из-за обязательной пометки «сообщение распространено иноагентом» крупным шрифтом на любой публикации, включая рекламу. В результате Meduza пришлось отказаться от аренды офиса, сотрудничества с внештатными авторами, а также урезать на 30–50% зарплаты штатных сотрудников.
Внесенное позднее в реестр иноагентов издание VTimes (в список попала организация Stichting 2 Oktober — администратор доменного имени издания) объявило о своем закрытии. О закрытии объявили также заблокированные издания «МБХ Медиа», (в 2018 году сайт издания внесли в реестр запрещенной информации, после чего он стал работать с «зеркала»; не имеет лицензии СМИ) и «Открытые Медиа».
В письме подчеркивается, что журналисты воспринимают происходящее как «кампанию по уничтожению негосударственных СМИ и давлению на отдельных журналистов, сведения из публикаций которых ведомства уже почти не стремятся опровергать».
В числе прочих требований — прекращение уголовного и административного преследования журналистов, в том числе Ивана Сафронова, и сотрудников СМИ за участие в несогласованных акциях.
«Процедура снятия статуса [иноагента] в законе не прописана, а за ошибки при регистрации отчетности могут грозить реальные тюремные сроки. По сути, такое применение закона не только препятствует осуществлению профессиональной деятельности журналистами, но и ограничивает их базовое право на работу», — отмечает Forbes.
Закон о СМИ-иностранных агентах президент подписал в декабре 2019 года. По нему российские СМИ, получающие иностранное финансирование, должны маркировать свои материалы, а иностранные СМИ также обязаны создавать юрлица в России. За отсутствие маркировки предусмотрен штраф. В конце декабря 2020-го Путин также подписал закон, в соответствии с которым граждане и незарегистрированные общественные объединения, которые занимаются политикой и получают деньги из-за рубежа, признаются иноагентами. Они обязаны будут подавать заявление, чтобы их включили в специальный реестр. После этого иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности Минюсту и предоставлять сведения о том, как были израсходованы средства, полученные из-за рубежа.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил 26 августа, что в закон об иностранных агентах могут быть внесены изменения, если правоприменительная практика покажет такую необходимость.