Как в Минске прошла «народная инаугурация» Светланы Тихановской
В среду, 23 сентября, Александр Лукашенко, предварительно не анонсируя, вступил в должность президента страны на закрытой церемонии инаугурации во Дворце независимости. В тот же день на улицы Минска вышли несколько тысяч протестующих, но их разогнали, причем впервые с 9–11 августа силовики применили водометы в столице. Поэтому ожидалось, что и воскресная акция может закончиться разгоном протестующих.
Белорусский протест последние несколько недель проходит уже устоявшимися циклами. В будние дни и в субботу, когда в Минске проходит женский марш, силовики задерживают людей и разгоняют собрания. Но по воскресеньям число участников акций заметно больше и разогнать их не удается. Так было и в этот раз. Главной темой этой уже восьмой после выборов воскресной акции стала «народная инаугурация» Светланы Тихановской — многочисленный митинг противопоставлялся закрытой инаугурации Лукашенко.
Перед началом акции прошли единичные задержания, был полностью отключен мобильный интернет. На улице был сильный ветер и мелкий дождь. Несмотря на это люди собрались в многотысячную группу и заняли проезжую часть на проспекте Победителей и у стелы Минск — город-герой. Силовики дали ей пройти. Толпа продолжала расти и начала шествие, но не в сторону Дворца независимости, как это было раньше, а наоборот — дальше от оцеплений, силовиков, водометов и другой спецтехники — по проспекту Машерова в сторону области.
Собравшиеся несли портреты Светланы Тихановской и транспаранты в поддержку задержанных членов Координационного совета Марии Колесниковой, Максима Знака и других. Скандировали традиционные «Лукашенко в автозак», «Пошел вон, ты и твой ОМОН», «Это наш город», «Живе Беларусь». «Смотри в окно, а не в телевизор».
Собравшаяся в это воскресенье толпа уменьшилась по сравнению с числом людей, которые выходили в первые акции. Но когда колонна достигла пересечения с улицей Максима Богдановича, ее хвост все еще оставался у стелы — а это полтора километра.
Здесь толпа повернула, потому что опасалась встретить оцепление на площади Победы — оттуда по проспекту Независимости по прямой за несколько минут можно дойти до правительственного комплекса. Последние несколько недель власти не подпускают протестующих к центру города — все открытые пространства, и особенно площадь Независимости, оцепляются еще с утра.
Дальше люди все время двигались от центра города, прошли мимо площади Бангалор и в конце концов все-таки вышли на проспект Независимости, но повернули не к центру — а на окраины.
Колонна организовывалась сама, решение о направлении движения принималось на каждом перекрестке. NEXTA, которая всегда до этого сама предлагала маршрут движения, в этот день только комментировала происходящее. В итоге толпа, поредевшая до нескольких тысяч человек, дошла до Уручья — это в десяти километрах от центра города, там располагается база белорусского ОМОНа. Здесь толпа рассеялась — не только потому, что люди устали, но и потому что силовики возобновили задержания оставшихся в меньшинстве протестующих.
Власти не перекрывали проспекты, по которым двигалось шествие, — на маршруте по главным улицам города не было ни одной машины ГАИ. Протестующие несколько часов шли по проезжей части, перемешиваясь с редкими и непрерывно сигналящими машинами, автобусами и тракторами — большинство автомобилистов, завидев толпу, разворачивались через две сплошные еще на подъездах.
Группа молодых людей в авангарде шествия взяла на себя функции патрульных — регулировала и направляла от колонны протестующих автомобильное движение, организовывала проезд скорых.
Время от времени навстречу колонне прибегали другие молодые люди, рассказывали о том, не стоит ли впереди оцепление. «Справа посмотрите, там нас может ОМОН ждать», — кричали им в ответ и те снова убегали. Рассказывали протестующим о передвижении ОМОНа и автомобилисты.
В МВД заявили, что на акциях по всей стране задержаны не более 200 человек. По данным незарегистрированного правозащитного центра «Вясна», по всей стране задержали как минимум 260 человек.