СКР объяснил обыски у Марии Гайдар расследованием дела СПС
О том, что обыск ведется в рамках дела о хищениях в СПС, РБК сообщили в Следственном комитете России.
При обыске следователи изъяли все электронные носители информации: смартфоны, планшеты, компьютеры и флеш-карты. Об этом РБК сообщила сама Гайдар. Сейчас все следственные действия завершены, уточнила она.
Сотрудники Главного следственного управления СК покинули помещение, не задав никаких дополнительных вопросов, добавила Гайдар. «Мы намерены обжаловать обыск, а также написали ходатайство с просьбой в кратчайшие сроки вернуть изъятые предметы», – рассказала Гайдар.
«По этому делу [о хищении у партии СПС] меня последний раз допрашивали два года назад. Уже тогда я объясняла, что имею к контракту с «Аллект» такое же отношение, как и любой из тысячи членов СПС. Изъятые компьютеры и телефоны тем более не могут содержать никакой информации об этом», – пояснила Гайдар
Кировской области Никита Белых, в прошлом также член политсовета СПС, сообщил РБК, что не в курсе обыска, проводимого в квартире Гайдар. Самому политику следователи последний раз задавали вопросы по делу о хищении средств СПС больше года назад.
Адвокат Навального Вадим Кобзев рассказал РБК, что его подзащитного последний раз допрашивали по делу СПС также больше года назад. «Это дело Следственный комитет использует как формальный предлог, чтобы проводить обыски у оппозиционеров», – считает юрист.
Кобзев напомнил, что за два года с момента возбуждения дела в нем не появилось ни одного подозреваемого или обвиняемого, однако были допрошены десятки людей, включая оппозиционеров Леонида Гозмана, Бориса Немцова, губернатора Белых, а также проведены обыски у исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова и у самого Навального. Последний обыск закончился возбуждением нового уголовного дела – о похищении найденного в квартире Навального плаката «Плохой и хороший человек» владимирского дворника-художника Сергея Сотова.
По версии следствия, в апреле 2007 года между СПС и компанией «Аллект» был заключен договор на оказание рекламных услуг, в рамках которого на счет «Аллект» получил 100 млн руб. «Аллект», в свою очередь, перечислил большую часть средств на счета фирм, которые имели признаки фирм-однодневок. При этом, по данным следствия, документы, подтверждающие выполнение условий договора, отсутствовали.
Гайдар в 2007 году занимала в компании «Аллект» одну из руководящих должностей. Возглавлял «Аллект» в 2007 году оппозиционный политик Алексей Навальный.
О том, что у нее дома проходят обыски, Гайдар сообщила утром 27 октября в Facebook.
Позже от имени сотрудников фонда в аккаунтах Гайдар в социальных сетях появилось сообщение: «Мария и ее супруг не выходят на связь с самого утра. Судя по всему, техника и телефоны изъяты сотрудниками следственных органов». Как сообщают сотрудники «Социального запроса», адвокат Гайдар смог войти в квартиру только после того, как туда приехала полиция. Сотрудники фонда уточняют, что внутри квартиры находились «сотрудники в штатском с удостоверениями, напоминающими удостоверения ФСБ».
Гайдар была одной из двух представителей внесистемной оппозиции (наряду с Ольгой Романовой), которым удалось собрать необходимые подписи избирателей для участия в выборах в Мосгордуму. Проверяющие нашли в собранных подписях более 10% брака. Гайдар утверждала, что проверка УФМС, на основе которой ей отказали в регистрации, была проведена с нарушениями, но решение избиркома подтвердили Мосгорсуд и Верховный суд.