Наблюдатели заявили о «языке ненависти» и поляризации на выборах в Грузии
Хотя у грузинских избирателей был широкий выбор и кандидаты в целом могли свободно вести агитацию, парламентские выборы в Грузии омрачили «укоренившаяся поляризация» и беспокойство из-за недавно принятого законодательства (речь идет, в частности, о законе об иноагентах) и его влияния на основные свободы и гражданское общество. Это следует из доклада Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), который глава наблюдательной миссии Оуэн Мерфи представил на пресс-конференции 27 октября. Наблюдатели также отметили «крайне разобщающую предвыборную риторику и широко распространенные сообщения о давлении на избирателей».
БДИПЧ ОБСЕ работало в рамках совместной миссии Парламентских ассамблей ОБСЕ, Совета Европы (ПАСЕ) и НАТО, а также Европейского парламента. Их представители обратили внимание на то, что политические разногласия в стране усугубились, и отметили «значительный дисбаланс» в финансировании кандидатов и «многочисленные преимущества», которыми пользовалась правящая партия «Грузинская мечта». «В преддверии выборов многочисленные организации гражданского общества сообщали о стигматизирующем воздействии «закона о прозрачности иностранного влияния», а также о случаях нападений и запугивания. Это, наряду с потенциальными санкциями за несоблюдение закона, также повлияло на их способность выполнять свою работу без неоправданного давления», — сказано в сообщении организации.
При этом, сказал специальный координатор ОБСЕ и глава ее краткосрочной миссии Паскаль Ализар, «активное участие избирателей, активное присутствие гражданских и партийных наблюдателей и богатое разнообразие голосов указывают на то, что система все еще растет и развивается и что у нее формируется демократическая жизнеспособность».
Глава делегации ПАСЕ Юлиан Булай указал на «язык ненависти против оппозиции и гражданского общества» и антагонизм относительно фигуры президента Саломе Зурабишвили. По его словам, о выборах можно судить в том числе и по предвыборному периоду. «Учитывая случаи подкупа избирателей, широко распространенную атмосферу давления и организованного запугивания до и во время выборов — особенно в сельской местности, вопросы о беспристрастности государственных институтов, мы выражаем нашу обеспокоенность по поводу условий выборов», — сказал Булай на пресс-конференции, отметив, что грузинские власти должны заняться всеми этими вопросами.
Выборы в парламент Грузии прошли 26 октября 2024 года. В них участвовало 18 партий, чтобы попасть в парламент, им надо получить не менее 5% голосов. По данным Центризбиркома, на них победила «Грузинская мечта», которая правит с 2012 года, — у нее 53,92%. Далее идут оппозиционные движения — «Коалиция за перемены» (11,03%), «Единство — Национальное движение» (10,16%), «Сильная Грузия» (8,81%), «За Грузию» (7,77%).