Минфин США запретил операции с ЦБ, ФНБ и Минфином
Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) запретило американским лицам осуществлять операции с российскими Центробанком, Минфином и Фондом национального благосостояния (ФНБ), сообщается на сайте американского ведомства.
«Этот шаг фактически обездвиживает любые активы Центрального банка России, находящиеся в Соединенных Штатах или у лиц из США, где бы они ни находились», — говорится в сообщении.
В американском ведомстве напомнили, что 26 февраля союзники США по G7 («большой семерке») также обязались ввести ограничительные меры, которые не позволят Центральному банку России использовать свои международные резервы. Сегодня аналогичную меру по запрету транзакций с Банком России оформил Евросоюз, о присоединении к ней также объявила Япония.
Что блокируют санкции США
Санкции против Банка России — это не внесение в список SDN (полная изоляция от американской финансовой системы), как было с центробанками Ирана или Сирии. Однако «фактически это блокирующие санкции», поскольку запрещена «любая транзакция» с участием Банка России, считает бывший сотрудник офиса политики экономических санкций в Госдепартаменте США Эдди Фишман.
OFAC уточняет, что в число запрещенных транзакций входят «любая передача активов» Банку России или Минфину и «любая транзакция по обмену валют в интересах этих организаций». Из этого следует, что ЦБ не сможет получить доступ к своим активам, подпадающим под юрисдикцию США, например к казначейским облигациям США, которые хранятся на счете в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.
«Фактически это заморозка активов, причем крайне широкая», — подтвердил РБК бывший старший советник OFAC Брайан О'Тул. По-видимому, Минфин США решил формально не вносить Банк России в список SDN, чтобы избежать некоторых осложнений, но решение OFAC «обездвиживает любую валюту, которая хранится (в том числе у банков-кастодианов) в США или проходит через США», сказал он РБК. Соответственно, значительные резервы в золоте, накопленные Банком России, тоже, по существу, теряют практический смысл, поскольку будет почти невозможно обменять их на твердую валюту, добавил О'Тул.
Санкции сделали невозможными валютные интервенции ЦБ, которые он объявил для поддержки рубля 24 февраля — в первый день начала боевых действий на Украине. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина подтвердила 28 февраля, что «в связи с ограничениями на использование золотовалютных резервов в долларах и евро сегодня интервенции не проводились». Вместо валютных интервенций, на которые в четверг ЦБ направил около $1 млрд, а в пятницу — меньше, Минфин и Банк России предписали экспортерам начать обязательную продажу валютной выручки (80%) в течение неопределенного времени.
Минфин США сделал исключение, разрешив американцам любые сделки с Банком России, относящиеся к «энергоносителям», по крайней мере до 24 июня 2022 года. Ранее аналогичное исключение было сделано для ВЭБ.РФ и коммерческих банков, попавших под санкции США. Разрешены в том числе покупки сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля, урана и даже древесины.
Помимо этого, по указу президента США Джо Байдена управление Минфина ввело санкции (включение в список SDN) против Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и его гендиректора Кирилла Дмитриева.
Министр финансов Джанет Йеллен заявила, что принятые меры «значительно ограничат способность России использовать активы для финансирования своей дестабилизирующей деятельности».
Какая сумма резервов ЦБ подлежит заморозке
Ранее глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что скоординированное решение западных стран позволит заморозить около половины «финансовых резервов» Банка России. Под «финансовыми резервами» Боррель мог иметь в виду международные резервы ЦБ без учета золота. На 1 февраля валютные резервы Банка России составляли $498 млрд (с учетом золота — $630 млрд). Исходя из этого, Запад может заблокировать не менее $240–250 млрд финансовых активов ЦБ.
Боррель не включил в свою оценку возможные активы Банка России в японских иенах, поскольку к тому времени не было известно, присоединится ли Япония к этим санкциям.
По данным на 30 июня 2021 года в долларовых активах находилось 16,4% резервов ЦБ, или $96 млрд. В евро были номинированы активы эквивалентом $189 млрд. И еще $38 млрд в британских фунтах. Чуть более 13% золотовалютных активов ЦБ (эквивалент $77 млрд) на середину 2021 года было размещено в активах, номинированных в китайских юанях. Китай не присоединялся к объявленным санкциям в отношении Банка России. В японских иенах ЦБ держал 5,7% активов, или $33 млрд.
Если США, ЕС, Великобритания, Канада и Япония блокируют активы Банка России, то он может лишиться доступа к 64% ($374 млрд) своих резервов, исходя из данных на середину 2021 года (без учета возможных изменений величины и распределения активов ЦБ в последующий период).