Гибкий союз или супергосударство: что решит первый саммит ЕС после Brexit
Во вторник, 28 июня, в Брюсселе пройдет встреча Европейского совета — двухдневный саммит глав государств и правительств ЕС. Главной темой мероприятия станет выход Великобритании из Евросоюза. Проблеме Brexit вечером первого дня будет посвящена специальная пресс-конференция главы Евросовета Дональда Туска, президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера и премьера председательствующих в ЕС Нидерландов Марка Рютте.
Дать Кэмерону время
Еще утром в пятницу, когда итоговые результаты британского референдума только стали известны, Туск первым из мировых лидеров прокомментировал решение британцев покинуть Евросоюз. «Мы должным образом приготовились к подобному сценарию, — заявил политик. — Хочу также заверить, что мы продолжим быть едины, пусть даже в числе 27 стран [вместо 28]. Уверяю, что после выхода Великобритании не образуется никакого юридического вакуума».
Юридические последствия Brexit до сих пор являются предметом спора — как минимум потому, что подобных прецедентов еще не было. Официально процедура выхода страны должна начаться с соответствующего обращения главы исполнительной власти государства к Евросовету. Но британский премьер Дэвид Кэмерон уже заявил, что сам процесс выхода запускать не будет, а оставит это своему преемнику. Это откладывает начало процедуры — еще в день референдума Кэмерон заявил, что останется в должности до октября. В ответ руководство ЕС призвало Лондон незамедлительно начать процедуру. «На выход так на выход», — пригрозил Жан-Клод Юнкер британцам за день до референдума, добавив, что возврата к обсуждению «лучших условий» сохранения страны в ЕС в случае победы евроскептиков не будет.
Накануне саммита Евросовета Брюссель несколько смягчил свою позицию. Как рассказал EUobserver попросивший об анонимности европейский дипломат, лидеры ЕС все же не будут требовать от Кэмерона незамедлительного начала процедуры выхода. «В интересах всех участников саммита — получить понятный и предсказуемый план дальнейших действий», — отмечает собеседник издания. Но сейчас, по его словам, Британия все глубже погружается в политический кризис, а значит, в неопределенность.
В результате, сообщает источник EUobserver, решение дать Кэмерону больше времени на подготовку было согласовано в воскресенье на встрече представителей 27 остающихся в ЕС стран, по настоянию германского канцлера Ангелы Меркель — уже после резких заявлений французского министра. Во вторник же проблема Brexit будет поднята на двух заседаниях: вначале с участием Кэмерона (где тот представит позицию Лондона), затем уже без него — тогда лидеры и будут обсуждать общий подход 27 оставшихся стран к переговорам с британцами.
Интеграция или гибкость
За несколько дней между референдумом и саммитом Евросовета европейские политики предлагали разные пути разрешения ситуации — в первую очередь это касалось реформ внутри Евросоюза.
Уже в пятницу вечером, по данным немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung, главы МИД Германии и Франции подготовили предложения о трансформации ЕС в «более гибкий союз», члены которого получат право самостоятельно определять степень своей интеграции в ЕС. В субботу план обсуждался в Берлине на экстренном съезде министров иностранных дел государств — основателей ЕС (Германии, Италии, Франции и стран Бенилюкса). Стороны предварительно одобрили документ, а глава французского МИДа Жан-Марк Эйро даже призвал к отставке Кэмерона, чтобы не задерживать процедуру выхода Британии из ЕС.
Предложения Парижа и Берлина по реформе Союза обнародовал польский телеканал TVP. Польские СМИ раскритиковали немецко-французский проект как попытку создать «супергосударство» под управлением ФРГ и Франции и даже нашли в документе предложения членам ЕС отказаться от собственных армий. В действительности в документе, опубликованном TVP, напрямую такого не говорится, но и предложений сделать союз «более гибким» тоже нет. В частности, предупредив о вызовах, перед которыми стоит Евросоюз, министры предлагают создать единую политику безопасности и согласовывать военные бюджеты; создать всеобъемлющую платформу для сотрудничества разведок стран-членов; окончательно передать решение миграционных вопросов на уровень ЕС; преодолеть кризис еврозоны путем дальнейшей финансовой интеграции. При этом, правда, министры признают, что в разных странах ЕС существует «разная степень стремления к европейской интеграции», и этот фактор следует всегда учитывать, уважая мнение государств-членов.
Следующие на выход
В критике предложений Берлина и Парижа Польшей нет ничего необычного. С весны прошлого года все ключевые посты в стране перешли представителям правоконсервативной и евроскептической партии «Закон и справедливость» экс-премьера Ярослава Качиньского. Проведенная новым правительством реформа конституционного суда вызвала резкую критику со стороны Брюсселя как антидемократическая, и в ближайшее время против Варшавы могут быть введены санкции.
Население Германии и Франции, которые называют себя ответственными за судьбу ЕС, также подвержено евроскептическим настроениям. Согласно последним опросам от 25 июня, за правоконсерваторов из «Альтернативы для Германии» готовы проголосовать 12% немцев. Лидер французских националистов Марин Ле Пен — второй по популярности политик в своей стране с потенциальными 28% поддержки. В пятницу Ле Пен призвала провести во Франции референдум, аналогичный британскому.
Среди государств Старой Европы скепсис по отношению к структурам ЕС высказывают и голландцы — об этом свидетельствуют итоги апрельского референдума по вопросу о подписании договора об ассоциации Украины с ЕС. 61% подданных Нидерландов отказались поддерживать этот акт. По мнению голландских экспертов, голосование было протестным, что показывает высокий мобилизационный потенциал евроскептиков и националистов.
Россия на полях
Формально Россия не присутствует в повестке дня саммита лидеров стран ЕС, однако как минимум два вопроса будут так или иначе касаться действий Москвы. Во-первых, это вопрос о продлении санкций против России. Сейчас наложенные Европой ограничения разделяются на три основных вида: индивидуальные санкции, ограничения на экономическое сотрудничество с «оккупированным» Крымом и так называемые секторальные санкции.
Адресные (индивидуальные) санкции продлены до сентября 2016 года, санкции против Крыма — до июня 2017 года. Действие самых болезненных секторальных санкций истекает уже 31 июля. Фактически постпреды 28 стран союза при ЕС продлили их на полгода еще на прошлой неделе, однако руководство Италии потребовало подождать с формальным утверждением решения лидерами стран на саммите Евросовета.
Но неожиданный результат британского референдума затмил всю повестку: вопрос об антироссийских санкциях в ней теперь даже не указан отдельным пунктом. Аналитики Sberbank CIB ранее предполагали, что Brexit может внести раскол в европейское единство в вопросе о санкциях: именно Лондон наиболее жестко отстаивал политику ограничений.
Другой связанный с Россией вопрос, который точно будет обсуждаться в Брюсселе во вторник, — это подготовка к саммиту стран НАТО, который пройдет в Варшаве в конце следующей недели. В середине июня генсек Альянса Йенс Столтенберг раскритиковал внезапные проверки в Российской армии, хотя продолжил настаивать на необходимости проведения в ближайшее время очередного совета Россия — НАТО.