Закон о нежелательных организациях отложат до весны
Срок представления поправок ко второму чтению законопроекта о перечне нежелательных организаций для работы в России иностранных и международных организаций может быть продлен до 6 марта. С такой просьбой к профильному конституционному комитету Думы обратился Минюст, сказал РБК председатель комитета Владимир Плигин. Решение о продлении срока представления поправок к законопроекту может принять лишь совет Думы; его ближайшее заседание состоится через две недели, напомнил Плигин.
Законопроект эсэра Александра Тарнавского Госдума единодушно одобрила в первом чтении 20 января. В конституционном комитете первоначально планировалось принимать поправки до 20 февраля.
Тарнавский сообщал ранее, что ко второму чтению законопроект может претерпеть изменения. В частности, в комитет уже внесена поправка о выводе из-под действия закона граждан России, работающих в зарубежных компаниях и живущих за рубежом. Россияне, работающие в зарубежных организациях и живущие за рубежом, потенциально могут быть привлечены к ответственности, если продолжат работать после признания организации нежелательной в России, пояснил РБК Тарнавский. За нарушение запрета организаторов и участников работы нежелательной организации предлагается наказывать административно и уголовно (административный штраф до 100 тыс. руб., уголовное наказание – до 500 тыс. руб. штрафа, до пяти лет принудительных работ, до восьми лет лишения свободы), им может быть ограничен въезд в Россию. Получение денег и имущества от таких организаций гражданами, должностными лицами и юридическими лицами влечет наложение административных штрафов. Но речь нужно вести о деяниях, совершенных на территории России: тональность законопроекта не антисанкционная, а превентивная, добавил собеседник РБК.
Другой собеседник в конституционном комитете говорил РБК, что ко второму чтению могут быть и другие серьезные корректировки. В частности, из-под его действия могут быть выведены коммерческие компании, запрет деятельности которых из-за угрозы национальной безопасности предусматривает первоначальный текст, говорил собеседник.
Включение в перечень нежелательных будет означать для коммерческих компаний и корпораций запрет на физическое присутствие в России: невозможность открытия структурных подразделений в России (те, что работают, должны будут закрыться), запреты на набор персонала и информационное продвижение их брендов в России. Сотрудничество российских и объявленных нежелательными зарубежных компаний будет возможно: запрета на внешнеторговые и инвестиционные сделки с запрещенными компаниями законопроект не предусматривает, уточнял Тарнавский.
Комитет по безопасности Госдумы, выступающий в роли соисполнителя по законопроекту, ранее также вынес заключение о необходимости доработать документ, разграничив экстремистскую и нежелательную деятельность. Ликвидацию и запрет любой организации предусматривает уже существующий закон о противодействии экстремизму: решение принимается судом на основании обращения прокуратуры, отмечено в заключении комитета. Такие санкции грозят организациям, чья деятельность будет признана экстремистской, в том числе создающей реальную угрозу причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, обществу и государству, напоминают авторы документа.
Возможности отказаться от принятия закона пока нет: он нужен в условиях обострившейся политической обстановки, ее нормализации пока не предвидится, заявлял Тарнавский.
Только один депутат, Дмитрий Гудков («Справедливая Россия»), ранее выступил с возражениями: законопроект, по его мнению, негативно скажется на инвестиционном климате в России.