Глава МИД Украины сравнил стратегию сдерживания России с гаджетом
В рамках стратегии по сдерживанию «агрессивных действий» России необходимо перейти от «челночной дипломатии», которая действовала во времена холодной войны, к сетевой. Об этом в колонке для «Нового времени» заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.
«Челночная дипломатия» подразумевала «курсирование дипломатов между сторонами конфликта», однако сегодня мир изменился и необходимо действовать по-другому, пишет Кулеба.
По его словам, «сетевая дипломатия» с центром в Киеве, которую запустит Украина, предполагает интенсивное согласование позиций партнеров в рамках международной коалиции по «сдерживанию» России, а также тесную координацию с Киевом до и после контактов с Москвой.
«Это создает эффект сотни зеркал для Кремля: Россия отовсюду слышит одну и ту же позицию, согласованную с Украиной», — считает Кулеба. По его словам, три раунда переговоров — США и России, Совета Россия — НАТО и России с ОБСЕ, — которые прошли в середине января в Европе, «показали сетевую дипломатию в действии».
По словам министра, в последние недели дипломатическая система Украины работает, «как современный гаджет», одновременно решая несколько задач, благодаря чему Киеву удалось добиться высокого уровня международной поддержки.
В середине января Кулеба представил план сдерживания России, которая «взяла курс на эскалацию». Он включал три пункта: дипломатические усилия, разработку санкций и усиление оборонного сотрудничества стран Запада с Украиной. Сейчас, по словам министра, в него добавился еще один элемент — помощь для сохранения экономической и финансовой стабильности Украины.
Россия не раз заявляла, что не имеет агрессивных планов в отношении соседней страны. Президент Владимир Путин, в свою очередь, говорил об усилении активности НАТО у рубежей России. По словам главы государства, Москва выступает за то, чтобы решать вопросы политико-демократическими средствами, но стране нужны «ясные, понятные, четко изложенные юридические гарантии», поэтому Россия направила США и НАТО проекты соглашений в области гарантий безопасности. В числе основных пунктов — отказ альянса от расширения на восток, от включения в свой состав бывших республик СССР и ведения военной деятельности на территории Украины, а также неразмещение военных сил блока на территории стран, не входивших в альянс в 1997 году.
Представители НАТО и США неоднократно заявляли, что одно из главных требований России — запрет на расширение НАТО — не будет выполнено и блок продолжит проводить политику «открытых дверей». Вместе с тем в Вашингтоне отмечали, что среди предложений России есть как неприемлемые, так и те, которые можно обсудить.
Переговоры, на которых обсуждались российские предложения, прошли в Женеве, Брюсселе и Вене. Они завершились без конкретных результатов, Москва потребовала от Брюсселя и Вашингтона письменные ответы и получила их 26 января. В Кремле отметили, что «спешить с какими-то заключениями не стоит», все документы — у президента Владимира Путина и понадобится время, чтобы их проанализировать. Накануне во время телефонной беседы с французским лидером Эмманюэлем Макроном Путин заявил, что страны Запада в своих ответах не учли требования о нерасширении НАТО и неразмещении вооружений у границ России.