Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Гарантированные выборы: что ждет Узбекистан в новый срок Ислама Каримова

Ислама Каримова, гарантированно побеждающего на президентских выборах в Узбекистане, ждет непростой срок. Основным вызовом будет сложная экономическая ситуация, ухудшающаяся из-за стагнации в России
Президент Узбекистана Ислам Каримов на избирательном участке
Президент Узбекистана Ислам Каримов на избирательном участке (Фото: Getty Images)

​29 марта в Узбекистане прошли выборы президента. ЦИК признала их состоявшимися уже в 10 утра: к этому времени явка избирателей превысила пороговые 33%. До дня выборов наблюдатели гадали, какой будет явка и с каким именно показателем победит Ислам Каримов, возглавляющий Узбекистан с 1989 года. К пяти вечера на участки пришли 85,2% избирателей (17,728 млн избирателей). Окончательную явку ЦИК сообщит в 22:00 по московскому времени.

На предыдущих выборах в 2007 году Каримов победил в первом туре, получив 90,8% голосов, ближайшего соперника поддержали 3,27% избирателей. Итоговая явка на прошлых выборах составила 90,6%. Рекорд явки на выборы президента Узбекистана был установлен в 2000 году — более чем 95,9% избирателей.

Независимых нет

ЦИК республики допустил к выборам четырех кандидатов. Все они — выдвиженцы политических партий. Непартийным кандидатам закон не позволяет участвовать в выборах. Действующий президент Ислам Каримов, как и на предыдущих выборах, баллотировался от Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии. Конкуренцию ему составляли Хотамжон Кетмонов от Народно-демократической партии Узбекистана, Акмал Саидов от Демократической партии Узбекистана (ДПУ «Миллий Тикланиш») и Наримон Умаров от Социально-демократической партии Узбекистана (СДПУ «Адолат»).

Между кандидатами не наблюдается существенной конкуренции, а действующий президент представляется остальными претен​дентами на пост и представителями партий как наилучший кандидат, сообщила в предварительном отчете о выборах миссия ОБСЕ. В своих программах и выступлениях соперники Каримова не критиковали.

В поддержку кандидатов в ЦИК нужно было сдать подписи 1 млн избирателей. Всего в избирательные списки ЦИК внес 20,7 млн человек. Единого реестра избирателей не существует, что как недостаток отметила миссия ОБСЕ, наблюдавшая за выборами. Агентство «Фергана» отмечает, что в выборах не принимали участие оппозиционные кандидаты, а возможности находящихся за рубежом узбеков проголосовать были ограничены. В России работали только два участка — в Москве и Новосибирске. Всего, по экспертным оценкам, на заработках за пределами страны с 31-миллионным населением находятся порядка 4–6 млн человек (почти треть работоспособного населения), в том числе, по официальным данным, более 2 млн — в России.

Ограничения не для Каримова

Конституция Узбекистана запрещает одному и тому же лицу занимать президентское кресло более двух сроков подряд. Каримов руководит республикой с 1989 года, а в 1991 году был впервые избран президентом, но, как разъяснили официальные власти наблюдателям ОБСЕ, два срока Каримова по итогам прямых выборов в 2000 и 2007 году (пять и семь лет) не могут рассматриваться как последовательные, так как «понятие «срок» означает точное количество лет». Несколько групп граждан оспорили решение ЦИК зарегистрировать президента Каримова в этом году в качестве кандидата. Обращение они направили в конституционный суд, генеральную прокуратуру, сенат и ЦИК. Официальные ответы получены не были. По действующему законодательству, в случае победы Каримов уже не сможет выдвинуть свою кандидатуру на выборах 2020 года.

Избиратель покидает кабинку для голосования
Избиратель покидает кабинку для голосования

Приоритеты президента

В предвыборной программе Каримова десять приоритетов: от сокращения государственного участия в экономике до повышения качества образования. Сократить госдолю в экономике он предлагает за счет ликвидации неэффективных госпредприятий, их полную передачу в частную собственность, в том числе по «нулевой» выкупной стоимости. Каримов также провозглашает курс на локализацию производства и импортозамещение. В качестве примера в предвыборной программе приводится создание автомобильной промышленности: в стране производится 27 различных моделей грузовых и легковых автомобилей, автобусов, минивэнов, а также 15 видов современной сельскохозяйственной техники. Все это позволило заменить продукцией собственного производства ежегодный импорт в объеме более $4 млрд. Программа локализации на 2015–2019 годы предусматривает реализацию более 600 проектов на общую сумму свыше $5 млрд.

Он также предлагает дальнейшее привлечение инвестиций и последовательное повышение уровня жизни. Заработная плата, пенсии и стипендии только за 2014 год увеличились на 23,2%, а реальные доходы населения — на 10,2%. В целом, как записано в программе Каримова, темпы роста валового внутреннего продукта Узбекистана — среди немногих стран мира — в последние 10 лет ежегодно превышают 8%, а внешний долг страны не превышает 15% по отношению к ВВП, полностью отсутствует внутренний долг.

Внешняя политика — внеблоковость

Только один из десяти пунктов предвыборной программы Каримова — последний — касается внешней политики. Главной задачей является укрепление добрых отношений с соседями. Недопустимым назвал Каримов «присоединение к каким-либо военным блокам, размещение на территории Узбекистана ино­странных военных баз и пребывание наших военнослужащих за пределами страны». В 2012 году Узбекистан вышел из ОДКБ, но сохраняет членство в СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.

В декабре во время визита в Ташкент президента России Владимира Путина Каримов выразил заинтересованность в создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. При этом в январе этого года на сессии парламента президент Узбекистана заявил, что его страна не будет присоединяться к объединениям наподобие бывшего СССР, и сообщил, что страна под его руководством не присоединится ни к Евразийскому экономическому союзу, ни к Таможенному союзу в их существующем виде.

Внеблоковость всегда была приоритетом Каримова, он продолжит политику балансирования, однако ее легко проводить в мирное время, в период серьезной опасности Ташкент может обратиться за помощью, как это было в 2005 году после событий в Андижане, обращает внимание эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.

Экономический вызов

По оценкам Международного института политической экспертизы, приближение момента передачи власти от Каримова преемнику (в январе ему исполнилось 77 лет) повышает внутренние риски даже в случае его очередного переизбрания на пост президента. Во время предвыборной кампании Каримов три недели не показывался на публике, что в независимых и зарубежных СМИ спровоцировало волну обсуждения его здоровья и необходимости поиска преемника. Однако Каримов вернулся к предвыборным мероприятиям и свое отсутствие никак не комментировал.

Основным вызовом для Каримова в случае переизбрания будет не необходимость передачи власти, а сложная ситуация в экономике, говорит Аждар Куртов: население растет, а источники поступлений доходов в бюджет сокращаются, в России стали меньше покупать производимой в Узбекистане автомобильной техники, упали мировые цены на нефть и золото. Негативно на экономическую, а следовательно и социальную ситуацию в Узбекистане в ближайшее время будет влиять снижение поступлений от трудовых мигрантов в России, снижение объемов добычи природного газа и снижение курса сума на черном рынке, говорится в исследовании российского Международного института политической экспертизы (МИПЭ) ​. Низкие цены на нефть и рецессия в России уже привели к снижению темпов роста в Центральной Азии на 1,5%, до 5,1% в 2014 году. В 2015 году рост замедлится в Казахстане, Туркмении и Узбекистане, так как снижающийся объем экспорта углеводородного сырья ограничивает внутренние расходы, указано в мартовском обзоре Азиатского банка развития. ​

Главным внешним вызовом Куртов называет ситуацию в Афганистане. При этом Узбекистан лучше соседей подготовлен к возможному региональному кризису после вывода основного контингента сил западной коалиции из Афганистана за счет наличия сравнительно мощных вооруженных сил, источников инфраструктурного финансирования (преимущественно стран Восточной Азии) и укрепления отношений с Туркменией, говорится в отчете МИПЭ.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 ноября
EUR ЦБ: 116,14 (+3,05)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Курс доллара на 29 ноября
USD ЦБ: 109,58 (+1,57)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Трамп пригрозил БРИКС пошлинами в 100% в случае замены «могучего доллара»Политика, 23:02
Протестующие в Тбилиси устроили пожар в здании парламентаПолитика, 23:02
Минобороны России сообщило о ударах по линиям снабжения боевиков в СирииПолитика, 22:54
Госдеп объявил о приостановке стратегического партнерства с ГрузиейПолитика, 22:45
Границу Ирака и Сирии полностью перекрылиПолитика, 22:24
Посол Грузии в США и замглавы МИД подали в отставку на фоне протестовПолитика, 22:23
Какие документы нельзя подписать онлайн. ТестРБК и Битрикс24, 22:22
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Армия Сирии опровергла продвижение боевиков в провинции ХамаПолитика, 21:45
В МВД опровергли информацию об обысках на концерте Mayot в ПетербургеОбщество, 21:40
Гончаренко получил красную карточку в подтрибунке после игры с «Ростовом»Спорт, 21:36
Как микробизнес помогает создавать российский адронный коллайдерРБК и Альфа-Лизинг, 21:27
Шнайдер рассказала, что будет чаще играть в паре с Миррой АндреевойСпорт, 21:22
В Грузии на акциях протеста задержали как минимум восемь россиянПолитика, 21:18
Путин ввел штрафы до ₽30 тыс. за неправильное содержание собакОбщество, 21:12