Прощание с ЕС: как пройдет «развод» Лондона и Брюсселя
29 марта, в первой половине дня, постпред Великобритании при ЕС Тим Барроу передал председателю Евросовета Дональду Туску письмо премьер-министра Терезы Мэй с уведомлением о запуске процесса выхода Великоритании из объединения в соответствии со ст. 50 Лиссабонского договора. В письме Мэй уведомила Туска о намерении выйти из ЕС и Евратома (сообщества по атомной энергетике). Великобритания вошла в ЕС в 1973 году, решение о выходе было принято на референдуме в июне прошлого года.
Прощание с Евросоюзом
Вручение письма в Брюсселе совпало по времени с правительственным часом в нижней палате британского парламента. Выступая перед парламентариями, Мэй провозгласила: «Пути назад нет». Выход из Евросоюза открывает перед Великобританией не столько период неопределенности, сколько новые возможности, которыми нельзя пренебречь, заявила премьер. «Мы будем сами принимать решения и жить по своим законам. Будем строить более справедливую страну для наших потомков, — провозгласила Мэй. — Это шанс для текущего поколения сделать страну лучше и справедливее».
Выступление премьера несколько раз прерывалось недовольными выкриками депутатов от оппозиции. «В эпоху растущей нестабильности миру как никогда прежде нужны либерально-демократические ценности Европы. Британия их тоже разделяет. Мы покидаем лишь институт Евросоюза, но не Европу», — уточнила Мэй.
Премьер-министр признала, что выход из Евросоюза «будет иметь последствия» и может обернуться потерей влияния страны на европейскую экономику. Однако дело Лондона и ее самой — добиться для британцев «максимально выгодной сделки с ЕС», чтобы сохранить партнерские отношения с континентом и усилить международную позицию.
Евросовет выразил сожаление в связи с грядущим выходом Великобритании из ЕС. Следующим шагом, согласно заявлению из Брюсселя, станет формирование единой переговорной позиции Евросоюза. Приоритетная задача переговоров — минимизировать неопределенность после решения Лондона. В своем выступлении перед палатой общин Мэй пообещала информировать британцев о ходе переговоров, чтобы не держать общество в неведении. Подданных королевства волнует, как будет функционировать финансовый рынок и обеспечиваться права граждан в ЕС, указывали британские СМИ.
Переговорная позиция Лондона уже описана в так называемой Белой книге, которую правительство Великобритании опубликовало два месяца назад. Концепция заключается в выходе из общеевропейского рынка и его замене на двусторонние торгово-экономические соглашения. Лондон хочет проводить собственную политику в вопросах миграции, обеспечить приоритет национальных судов и законов, но сохранить торгово-экономические связи с Брюсселем.
«Уже скучаем»
Запуск процесса Brexit вызвал неоднозначную политическую реакцию среди европейских дипломатов. Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон в своем Twitter назвал событие «историческим днем» и пообещал сегодня же связаться с коллегами по всему миру, заверив их, что Лондон стремится к «глубокому особому партнерству с ЕС».
В ответ на это экс-министр иностранных дел Польши и близкий соратник Туска Радослав Сикорский иронически отметил: «У вас уже было подобное партнерство, и оно называлось членство».
Новый министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль подчеркнул, что ЕС и Великобритания должны всегда оставаться друзьями и соседями и что они по-прежнему нужны друг другу. В схожем ключе высказался и сам Туск: «Мы уже по вам скучаем».
Путь на два года
Согласно ст. 50 Лиссабонского договора, участие выходящей страны в общих для ЕС договорах автоматически истекает ровно через два года после подачи уведомления о выходе, таким образом, Великобритания выйдет из Евросоюза не позднее 29 марта 2019 года. За два года стороны должны согласовать механизм выхода Великобритании из многочисленных соглашений и урегулировать финансовые отношения с ЕС.
Однако уже после подачи уведомления Лондон лишается своего голоса в обсуждении общеевропейских вопросов: на следующий саммит Евросовета (съезд глав государств и правительств ЕС), который состоится 29 апреля, Мэй уже не приглашена.
Переговорную позицию ЕС Туск обещал обнародовать в течение 48 часов после получения уведомления, то есть до 1 апреля. Тогда и станет известна дата первого раунда переговоров. Однако издание Daily Mirror со ссылкой на европейских чиновников сообщило, что диалог по существу начнется не раньше мая, когда во Франции пройдут президентские выборы.
Однако, не дожидаясь начала переговоров, европейские власти уже стали предпринимать шаги, свидетельствующие о жесткой позиции по отношению к партнерам в Лондоне. Мэй в своем письме о выходе настаивает на том, что процесс согласования условий выхода должен идти параллельно с разработкой новых соглашений о сотрудничестве, чтобы избежать периода неопределенности между окончательным выходом и возобновлением партнерских отношений. Однако канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что обсуждение будущих отношений Британии с ЕС должно начаться только после достижения окончательных договоренностей об условиях выхода.
«В настоящее время отношение ЕС к Великобритании очень жесткое, но, скорее всего, это для того, чтобы другим неповадно было, в дальнейших переговорах интересы и расчет возьмут верх», — пояснил профессор Таллинского университета эксперт Валдайского клуба Рейн Мюллерсон. По его мнению, главная реальная проблема британцев сейчас — отсутствие опыта как самостоятельного торгово-экономического субъекта: «В течение 40 лет, пока Великобритания была в ЕС, она не вела никаких торговых переговоров. Специалистов, которые бы этим занялись, сейчас не так много».
Один из вопросов, который требуется обсудить, — последствия ослабления курса фунта стерлингов в ходе переговоров о выходе Великобритании из Евросоюза, заявил в среду премьер-министр председательствующей в ЕС Мальты Джозеф Мускат. Падение курса британской валюты, которое наблюдается после референдума, может дать преимущества в торговле Великобритании и повредить интересам континентальной Европы, пояснил он.
29 марта ведущий индекс лондонской биржи FTSE 100 прибавил по итогам дня 0,4%. В целом со дня референдума по Brexit 23 июня 2016 года он вырос более чем на 16%. Как отмечает The Independent, многомесячное ралли на Лондонской фондовой бирже (LSE), несмотря на политические потрясения, объясняется в первую очередь падением британского фунта: в долларовом выражении биржевой индекс остался примерно на июньском уровне. За прошедшие с момента референдума девять месяцев курс фунта стерлингов к доллару США упал на те же 16%. В то же время инфляция в годовом исчислении (в сравнении с ценами 12-месячной давности) выросла с 0,8% в июне до 2,3% в феврале.