Суд утвердил штраф Навальному по делу о клевете на ветерана
Бабушкинский суд Москвы отклонил апелляцию защиты оппозиционера Алексея Навального на приговор по делу о клевете на 94-летнего ветерана Великой Отечественной войны Игната Артеменко, такое решение вынесла судья Наталья Курышева, передает корреспондент РБК. Мировой судья ранее оштрафовала Навального по этому делу на 850 тыс. руб.
Навальный участвовал в заседании по видео-конференц-связи из медсанчасти ИК-3 Владимирской области: с февраля он отбывает реальный срок по делу «Ив Роше». В колонии состояние здоровья Навального ухудшилось; требуя медпомощи, он объявил голодовку. После госпитализации и осмотров гражданскими медиками он снова начал принимать пищу.
СКР возбудил в отношении Навального дело о клевете (ст. 128.1) в июне 2020 года. Тогда политик выложил в Twitter и Telegram видеоролик Russia Today в поддержку поправок к Конституции; в нем снялись космонавт Олег Кононенко, сыровар Олег Сирота, артисты Василий Лановой, Ирина Купченко и Иван Охлобыстин, дизайнер Артемий Лебедев, а также 94-летний полковник Игнат Артеменко. Навальный назвал снявшихся в ролике людей «командой продажных холуев», «людьми без совести» и «предателями», не назвав конкретных имен.
Процесс по делу в первой инстанции проходил эмоционально. Навальный конфликтовал с прокурором, судьей и особенно с внуком ветерана Игорем Колесниковым, который был основным свидетелем и заявителем по делу. Сам 94-летний потерпевший в процессе практически не участвовал, за исключением выступления по видеосвязи в течение нескольких минут на первом заседании. Позднее в суд поступило письмо за подписью Артеменко, где утверждалось, что от поведения Навального у него ухудшилось здоровье. Вынеся приговор, мировой судья Вера Акимова заявила, что выделит и направит в СК материалы о предполагаемом оскорблении судьи и прокурора со стороны Навального.
В апелляциях на приговор адвокатов Вадима Кобзева и Ольги Михайловой указывалось, что фразы из постов Навального были не утверждениями о фактах, а личным мнением, при этом оценка касалась не конкретного лица, а неопределенной группы лиц, и это не подпадает под диспозицию клеветы. Защитники указывали, что суд допросил потерпевшего и двоих свидетелей (сиделку ветерана и его соседку, 94-летнюю Галину Маргулис) с применением видеосвязи; во время допроса ветеран пользовался записями, сделанными для него кем-то другим, а в одном помещении с ними во время допросов находились посторонние люди.
Кроме того, адвокаты указывали, что подписи под заявлениями от имени ветерана в деле выполнены не им — к такому выводу пришел почерковед, нанятый защитой. Адвокаты предложили суду назначить еще одну, независимую почерковедческую экспертизу, но суд этого делать не стал. Еще одним аргументом защиты было выступление на процессе в первой инстанции лингвиста со стороны СКР Альбины Глотовой: на заседании она неожиданно заявила, что высказывания Навального были его личной оценкой и не содержали порочащих фактов. Но в приговоре это отражено не было, подчеркнули защитники.
Прокурор Екатерина Фролова настаивала, что приговор и процесс полностью соответствовали закону, а также обратила внимание, что Навальный «не скрывал своих неонацистских взглядов, посещал «Русские марши», вдохновлял своих сторонников на уничтожение исторической памяти, на осквернение зеленкой монумента «Родина-мать зовет», на загрузку портретов нацистских лидеров на сайт «Бессмертного полка».
Навальный в своем последнем слове заявил, «что ваш король — голый». «Уже не один маленький мальчик кричит об этом, об этом кричат миллионы людей», — сказал оппозиционер. По словам Навального, в стране реализуется «ровно тот план, о котором мы читали в учебниках истории: захватить страну, лишить ее образования, здравоохранения, любых перспектив». «У нас 200 тыс. человек ежегодно уезжают. Но как бы вы не прикрывались, как бы не пытались украсть эту святость, у вас ничего не получится», — сказал Навальный. Судья несколько раз перебивает Навального и требует «построить свое последнее слово на материалах обвинения».
В начале 2021 года оппозиционер вернулся в Россию из Германии, где лечился от последствий отравления летом 2020 года, и сразу был арестован; ему заменили условный срок по делу «Ив Роше» на реальный. Европейские врачи пришли к выводу, что отравляющим веществом был «Новичок». Bellingcat, CNN и Insider в своем расследовании связали отравление политика с сотрудниками ФСБ; Владимир Путин назвал это «легализацией материалов американских спецслужб».