А.Анкваб: Абхазии нужен порядок по-немецки и миллиарды рублей
Задачи нового президента: Абхазии жизненно необходимы миллиардные инвестиции
В Абхазии много проблем, война оставила очень тяжелое наследство, и с этим наследством мы сталкиваемся каждый день. К великому сожалению, возможности бюджета сегодня крайне ограничены, а на разрешение проблем нужны очень большие материальные вложения. Состояние таково, что тут 500 млн руб. не отделаешься: нужны миллиардные вложения, и эти вложения нужны сегодня. Это реальные проблемы, тут нет никакого посыпания головы пеплом, но хорошо работаешь, когда знаешь реальную картину и не строишь никаких иллюзий.
Инвестиции нужны и в жилье, и в дороги, инвестиции нужны в транспорт, в связь, в энергетику, в экологию. Это то, с чем придется столкнуться будущему руководству Абхазии. Абхазия была и должна оставаться аграрной страной, к которой привязаны курорты. Никакой курорт не может существовать на привозных продуктах. К сожалению, сегодня мы кладем на стол гостям набор даже наполовину не состоящий из продуктов местного производства. И говорить о рентабельности курортов тут не приходится. Поэтому очень большие вложения должны быть в село. Село - это основа, это начало начал, село - это культура и многое другое, что связано с мощью любого народа, любой нации.
В городах, в том числе и курортных, в летний сезон бывают отключения электричества. А тому, кто приехал к нам отдыхать, нужно создать комфорт. Ему не нравится, когда он застрял в лифте или когда пищу не приготовили, потому что отключили электроэнергию. Практически вся страна у нас на электричестве, у нас газа нет. Тут, как и в других сферах, нужна серьезная поддержка российского руководства, чтобы дотянуть, допустим, из Сочи к абхазским берегам газопровод. Эту тему очень основательно обсуждал с нашими российскими партнерами недавно ушедший от нас Сергей Васильевич Багапш.
Нужно принять мужественное решение и разрешить иностранцам покупать жилье
Реальная картина такова: да, мы достаточно привлекательная страна, да, нами интересуются инвесторы, да, не так, как бы нам хотелось, но движение есть. У нас достаточно прозрачное, не очень обременительное налоговое законодательство, у нас созданы неплохие условия для иностранных инвестиций.
Я могу сказать, что не нравится инвесторам: у нас земля не является товаром, она не продается, в Абхазии существует ограничение на покупку жилья для лиц, которые не являются гражданами страны. Но ведь если у человека есть деньги, он может купить жилье в любой точке земного шара. Сейчас все продается, но за спиной у государства, по неким доверенностям, и это не очень хорошо для покупателя, это заставляет ловчить того, кто это жилье продает. Многие становятся жертвами необдуманных действий и даже махинаций на рынке жилья. Кстати, в Москве и других городах России мне доводилось видеть рекламные объявления о продаже недвижимости и земли в Абхазии. Это, я должен прямо сказать, прямой обман, афера.
Моя позиция заключается в следующем. Понимая и разделяя озабоченность части абхазской общественности по некоторым аспектам данного вопроса, считаю, что тему, для начала, необходимо серьезно обсудить, продумать нюансы, возможные выгоды и риски.
Можно найти несколько вариантов из существующей в мире практики, а затем принимать решение, смелое, мужественное, но обязательно полезное для страны. При важных ограничениях для потенциального покупателя, в смысле абсолютного равенства с гражданами Абхазии, считаю, что ущерба для государства от этого не будет, а вот польза для оживления экономической жизни государства - да.
Согласитесь, покупателю-иностранцу важно, прежде всего, гарантированность неприкосновенности приобретенного жилья. Именно это должна обеспечить ему на законных основаниях Абхазия. Так, мне представляется, должно быть. А не то, что происходит, когда и наши нечистые на руку сограждане, и не думающие о последствиях иностранные граждане заключают незаконные сделки, идут на подлог документов, всеми путями пытаются обрести гражданство Республики Абхазия ради одной только цели - купить домик или квартиру. По большому счету, нам не нужны такие маргинальные "соотечественники", полноценно не участвующие в жизни государства. Да и они сами не планируют для себя этого.
Эхо войны: что делать с разбомбленными и разрушенными зданиями
Наверное, первое, что бросается в глаза приезжающему в Абхазию, - стоящие повсюду разбомбленные или разрушенные дома, к примеру возвышающиеся над столицей страны черные пустые окна бывшего дома правительства.
Очень сильно пострадало во время войны жилье, есть полностью сожженные деревни. Состояние высотных многоквартирных домов крайне удручающее: пробитые стены, неработающие лифты и санитарная инфраструктура. Естественно, это жилье стареет и за ним нужно постоянно ухаживать. Что делать со зданием бывшего дома правительства: если мы подсоберем денег, уменьшим этажность и специалисты скажут, что его можно восстановить и переселить туда весь министерский аппарат, то мы примем такое решение. Можно пойти и по другому пути: это хорошее место, можно предложить инвесторам сделать там отличный отель, который будет, я уверен, пользоваться популярностью. К сожалению, таких зданий всякого назначения у нас много, мы стараемся решить их судьбу, но быстро это сделать не сможем. Для этого нужны большие деньги.
Про обилие дорогих иномарок с невыездным статусом
Кидается в глаза приезжему человеку и множество очень дорогих иномарок на улицах в сочетании с теми же разрушенными домами. Молва утверждает, что в Абхазии продолжают по дешевке продавать машины, угнанные и находящиеся в розыске в соседних странах, так называемые невыездные. Нельзя было не спросить об этой проблеме у полковника милиции в отставке борца с коррупцией А.Анкваба.
Проблема невыездных автомобилей, конечно, есть. Это следы послевоенной вольницы, когда в Абхазию с разных сторон криминальным путем попадали машины, но они не являются превалирующими в нашей транспортной системе. Тем более сейчас, когда у нас с МВД России подписаны соответствующие документы и мы ведем по этой части совместную работу. Я могу ответственно заявить, что никакого черного коридора, по которому может гулять туда-сюда ворованный транспорт, нет.
Если будем хамить и недожаривать шашлык, туристы не поедут
Учиться надо курортному делу, так как это непростой бизнес, конкуренция колоссальная - туристов всегда будут перехватывать. Мы пока отстаем. Что может туристов останавливать? Дороговизна. Дорогие рынки, дорогой частник, недешевые места в домах отдыха, санаториях, гостиницах. Недостаточно высокий сервис, а иногда и очень плохой. Я сюда включаю не только состояние номерного фонда, но и неумелую невежливую работу обслуживающего персонала. Человеку, который приехал отдыхать и тратить заработанные деньги, это не нравится. Это наши реальные проблемы.
Отдыхающим нравится наше море - оно чистое. Если мы еще сможем ухаживать за пляжами, создать необходимую инфраструктуру, все будет в порядке.
Нужно уметь говорить "спасибо", уметь улыбаться, тогда люди будут приезжать. Если будем хамить, если будем недожаривать шашлык, требовать очень большие деньги, люди не будут сюда ехать. Все же передают: езжай - не езжай, хорошо - не хорошо. Мы реально оцениваем эти трудности. Каждый год пытаемся обращаться к участникам всего курортного процесса. И с каждым годом что-то получается лучше.
Когда появится авиасообщение
Многие туристы отказываются от поездок в Абхазию из-за транспортной проблемы. Чтобы попасть в страну, нужно доехать от сочинского аэропорта до границы, перейти ее и лишь оттуда добираться до нужного места в Абхазии. Сухумский аэропорт, бывший одним из лучших в СССР, пока закрыт для перелетов.
Не все зависит от нас, чтобы аэропорт принимал самолеты, нужно согласие соответствующих международных структур. Мы надеемся, что частные компании, которые не обременены международными обязательствами, скоро смогут перевозить пассажиров. Это было бы очень удобно, иногда ведь в летний курортный сезон пересечь границу на Псоу тяжелее, чем долететь из Москвы в Сочи. Это наши мечты, но они реальны.
Олимпиада-2014: Когда большой праздник у доброго соседа, наша задача - помочь провести его хорошо
Планов было много, в том числе помочь строительными материалами, и то, что мы мало даем, к сожалению, наша вина. Если мы подтянемся, сможем дать Олимпиаде большое количество овощей и фруктов. Но для этого нужно много сделать. Сегодня мы в этой части мало чем можем подсобить. Другое дело, если будут нужны наши услуги как возможного региона экскурсионного посещения, а в Абхазии очень богатое историко-культурное наследие, или в плане размещения в Гагрском районе людей. Мы всегда, разумеется, окажем такую поддержку организаторам Олимпиады. Когда большой праздник у доброго соседа, наша задача - помочь этот праздник провести хорошо.
Мир с Грузией - наша главная задача
Я бы не стал связывать наши отношения с Грузией с уходом или не уходом Михаила Саакашвили со своего поста. Главное - какая будет политика государства. Мы и сегодня готовы подписать с Грузией договор о мире, о ненападении. Это наша главная задача, мы хотим жить в мире и добрососедстве. У нас нет никаких агрессивных целей, и мы хотим как-то обезопасить себя и обеспечить нормальную жизнь нашим гражданам, прежде всего - в приграничном Гальском районе. У нас совсем недавно там погиб российский пограничник, молодой подполковник. А сколько наших граждан и сотрудников различных служб, российских миротворцев было убито грузинскими бригадами бандитов и террористов в прошлом! И такого рода акты, к нашему сожалению, имеют место быть.
А так, какие у нас с Грузией контакты? Недавно наша команда вернулась с очередной встречи в Женеве, не скажу, что мы куда-то продвинулись, но разговор идет. Для нас женевская площадка имеет значение, потому что нам надо иметь выход в мировое пространство. Пусть этот выход неэффективный, но в какой-то мере мы можем высказывать свое мнение. Покуда это возможно и целесообразно.
Где находится Вануату
Да, Вануату - далекая островная страна, и процесс признания сложный. Процесс признания идет. Для нас важно, что в 2008 г. произошло историческое событие для Абхазии - признание Россией. Очень непростой, серьезный шаг был для российского руководства, но это состоялось, сбылась мечта многих поколений абхазов. Это очень важная поддержка. И сейчас мы не можем говорить: "Мы торопимся, ребята, давайте, все нас признавайте, становитесь в очередь". Для нас важно, чтобы мы сами динамично развивались, чтобы мы строили нормальное общество, развивались по демократическим принципам, чтобы был нормальный общественный порядок, чтобы постепенно избавлялись от последствий войны. Тогда будет больший интерес к Абхазии. Я думаю, что процесс признания будет продолжаться, и это будут не только островные государства.
Выборы-2011: все будет нормально
Внеочередные выборы президента Абхазии пройдут в начале августа, в разгар курортного сезона. Надо ли туристам переживать за свою безопасность?
Я могу вам абсолютно уверенно сказать, выборы пройдут в соответствии с нашим законодательством без всяких потрясений, без исполнения мрачных прогнозов, которые иногда слышишь. Для этого нет никакого повода. Все будет спокойно, все будет нормально.
Демократия и 1937г.
Демократию в разных странах понимают по-разному. Мы поинтересовались мнением А.Анкваба о том, какая страна демократичней - Россия, Грузия или Абхазия.
И России, и Абхазии, и Грузии есть, что совершенствовать в плане демократии. И сказать, что самые демократичные абхазы, россияне или грузины, было бы неуместно. Но мне не нравится, когда в центре столицы лупят дубинками своих граждан, которые ничего не громили, а просто высказывали свое несогласие. Что это такое? А приезжающие к нам иностранные гости, говоря о принципах демократии, приводят в пример Грузию, которая идет по "демократическому пути, у нее большие перспективы". Я так понимаю, что демократия - это, как интеллигентность, внутреннее состояние души человека и общества в целом. Когда есть это равновесие, тогда это демократичная страна.
А.Анкваба в Абхазии считают очень жестким политиком, сильной рукой, в некоторых СМИ и блогах пишут, что если он победит на выборах, то в Абхазии настанет1937г.
Я много небылиц читал про меня и 1937г. ( смеется ). Может быть, имеется в виду мое милицейское прошлое. Но скажу вам прямо, я никогда не преступал Конституцию, закон и никогда не слыл тираном. Я просто приверженец строгости и порядка, но в рамках Конституции. Наверное, это не по душе тем, кому нужна вседозволенность. Государство обязано использовать имеющиеся у него рычаги, чтобы обеспечивать порядок. И руководители, будь то президент или участковый инспектор, должны этот порядок соблюдать.
Как можно сейчас в Абхазии устроить 1937г., я даже и не представляю. От руководителя, который будет пытаться идти по этому пути, общество очень быстро избавится. Но не может быть перспективным общество, в котором перестают работать правовые инструменты, это общество тоже обречено на очень плохие перспективы. Законы должны работать, тогда будет порядок.
В одном месте за брошенную на улице обертку жевательной резинки можно получить огромный штраф, а в другом сделаешь, и никто ничего не заметит. Так и что лучше? Мне нравится, как делают в Германии, когда за подобное будешь очень серьезно наказан. Это мои убеждения, и тут карательными мерами не пахнет. Я и сам был не единожды наказан, когда находясь с друзьями в дальнем зарубежье, за рулем позволял себе вольности со скоростью. И был наказан так, что суммы штрафа хватило бы, чтобы заплатить за обед в хорошем ресторане на трех-четырех человек. Это порядок, его нам всем и не хватает. Будет порядок, будет меньше смертей на дорогах. Если в Японии на миллион человек 50 смертей, то показатели у нас, да и в той же России, превышают японские в разы. Что лучше: жесткий порядок или такое количество смертей?
Про Сталина
Можно задаться вопросом: почему огромное число граждан бывшего Советского Союза по-прежнему сегодня боготворят Иосифа Виссарионовича. Это и предмет полемики, но вместе с тем - это реальность. Хотя наши лидеры того периода являлись настоящими диктаторами и несли очень много бед, в том числе и для маленькой Абхазии. С другой стороны, разгромили фашизм, создали атомную бомбу, огромное строительство, продвижение вперед на всем советском пространстве. Что на чашу весов положить? Миллионы людей, которые пострадали ни за что, или огромные гидроэлектростанции, заводы и дороги. Что лучше? Может быть, это дело истории. Я человеческую жизнь и человеческое достоинство ставлю впереди, это мое понимание.
О книгах, Голливуде и пути Грузии
Я очень много читал: в детстве меня не заставляли читать, у меня отбирали книги, чтобы я зрение не испортил. Жаль, что сегодня мне приходится читать в основном документы, но по воскресеньям я стараюсь обязательно отвлекаться от всякой официальщины. Часто перечитываю книги, друзья присылают что-то интересное из Москвы. Я никогда не любил легкое чтиво и очень сожалею, что 1990-е гг. позволили закинуть в наше общее постсоветское пространство то чтиво, которое не оставляет ничего в голове, кроме какой-то мешанины.
Книга - хорошее дело. Мы при всей скромности бюджета поддерживаем писателей, бесплатно издаем их книги, переиздаем то, что было издано ранее, пытаемся восстановить всю нашу абхазскую классическую литературу. Как нельзя судить о Кавказе, не почитав Хаджи-Мурата и другие подобного рода серьезные произведения. То же самое касается Абхазии. Чтобы судить о территории, куда хочешь прийти, вложить деньги, интересно узнать, кто такие абхазы, что у них за история, что у них за менталитет.
Грузия пригласила съемочную группу из Голливуда для того, чтобы показать свою версию событий 2008г. Мы спросили, нет ли подобных планов у Абхазии.
Я с уважением отношусь к Голливуду и голливудским специалистам, но в этом смысле остаюсь консерватором, я за то, что в первую очередь нужно развивать свои возможности, надо иметь свой Голливуд в маленьком размере и радоваться своим специалистам.
Наверное, в Грузии это понимают по-другому. И у них есть такие возможности, им предлагают такие услуги, от которых они отказаться не могут. Сегодня вы не найдете в Абхазии самого далекого села, где бы не знали русский язык. В Грузии по-другому: там, как я понимаю, стараются избавляться от русского языка, взрывать памятники участникам ВОВ. Так что мы с Грузией разными дорогами идем, но у каждого свой выбор.