Уфа продолжает политику "тихого сепаратизма"
Как пишет газета, этнические башкиры составляют лишь около четверти населения, но привилегии титульной нации возросли в республике настолько, что сейчас уже никто не возьмется провести точную границу между развитием местных культурных традиций и банальным ростом местничества, кумовства и национализма.
Тревожна и ситуация в экономике - казна, из года в год требующая все больших вливаний из Москвы, решительно не справляется с финансированием социальных программ. В Башкирии практически сохранился колхозный строй, требующий постоянных дотаций. Устаревшая система управления существенно повлияла на доходы населения края. За годы самоуправления политическая эмансипация края зашла настолько далеко, что многие статьи республиканской конституции вступили в противоречия с положениями Основного закона России.
До недавнего времени российское руководство мирилось с "особым положением" Уфы. Однако не секрет, что сегодня Кремль, которому показной лояльности уже не достаточно, прикладывает все усилия, дабы существенно увеличить свое влияние в регионах. Стремление покончить с парадом суверенитетов в значительной степени вызвано тем, что республики, получившие особый статус в рамках Российской Федерации, де-факто оказались "более равны, чем другие". На практике это означает, что налоговые поступления от них в федеральный бюджет либо существенно ниже, чем от "обычных" краев и областей, либо вообще равняются нулю. Кстати, в начале реформ Башкортостан вообще лет пять не платил налогов в федеральный бюджет. Если в таких странах как Германия или Канада в местных бюджетах остается не более десятой части собираемых налогов, то в нашей стране национальным автономиям порой перепадает до 80% всех сборов плюс дополнительные вливания, идущие на реализацию конкретных экономических проектов. Разумеется, такие преференции вызывают недовольство в российских областях, лишенных подобных льгот.
Но, судя по всему, нынешнее башкирское руководство со своим исключительным положением свыклось, и отказываться от него не намерено. Показательно, например, упорство, с которым власти Башкирии игнорировали требования Министерства юстиции и республиканской прокуратуры привести местную конституцию в соответствие с российской (на них в свое время не подействовало даже постановление Верховного суда РФ). Помимо прочего, спорный документ содержал пункты, ограничивающие в правах граждан, не владеющих башкирским языком – этим людям не только было запрещено баллотироваться на пост президента республики, но и отказывалось в праве занимать вообще какие-либо позиции на государственной службе. Всех жителей Башкортостана обязали указывать свою национальность в паспорте, а когда соответствующая графа в общероссийских документах исчезла – ввели никем не признанный "паспорт гражданина Башкирии", лишив местную молодежь возможности учиться и работать за пределами республики. "Новая газета" указывает также на тот факт, что в свое время президент Башкортостана Муртаза Рахимов, пытаясь проводить самостоятельную внешнюю политику, не только признал государственность Абхазии (поставив в неловкое положение российскую дипломатию), но и ухитрился в разгар первой чеченской компании заключить договор о дружбе с Джохаром Дудаевым.
Характеризующие "тихий сепаратизм" тревожные сдвиги произошли в республике лишь за последние 10 лет. Очевидно, отмечает издание, что в данном случае мы имеем дело с результатами компании, умело проведенной политиками, выбравшими весьма опасную игру на струнах национальных чувств основным оружием в борьбе за власть.