Правительство получило право запретить въезд фур из Евросоюза
Президент России Владимир Путин предоставил правительству право вводить запрет на международные автомобильные перевозки грузов по территории России транспортом, принадлежащим перевозчикам из недружественных стран. Указ опубликован на портале правовой информации.
В документе говорится, что запрет может применяться к транспорту, «зарегистрированному в иностранных государствах, которые ввели в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц ограничительные меры в сфере международных автомобильных перевозок грузов».
В случае установления такого запрета правительство должно определить срок его действия, список государств, которые ввели аналогичные ограничения в отношении России, виды перевозок, которых коснутся ограничения, а также условия, при соблюдении которых этот запрет не применяется.
В начале апреля страны Евросоюза в качестве ответной меры на проведение спецоперации на Украине перестали пропускать через свои территории грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России и Белоруссии. В Федеральной таможенной службе уточнили, что ограничения не коснулись перевозок фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, а также доставок энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Тем не менее работу на европейском направлении, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), вынужденно прекратили 3,1 тыс. российских автопредприятий с общим парком 45 тыс. автопоездов и штатом более 70 тыс. человек.
В середине апреля Минтранс уже рассматривал возможность ответить зеркально, но в итоге решил не запрещать въезд в Россию для фур из ЕС. Решение было связано в том числе с мнением крупного российского бизнеса. Предприниматели предупредили, что запрет может нарушить важные поставки оборудования, включая европейские станки, конвейеры, расходные материалы и запчасти, пояснил источник РБК.
А в июне вновь рассмотреть возможность введения запрета для грузовиков из ЕС предложила АСМАП. В ассоциации пояснили, что без конкуренции со стороны российских транспортных компаний европейские перевозчики резко повысили тарифы, а отечественные игроки на фоне текущей рыночной ситуации не могут оперативно переориентировать автопоезда для перевозок по России и в дружественные страны. В результате подавляющее большинство транспортных компаний не могут осуществлять перевозки в прежних объемах. Возникли проблемы с выплатой зарплат, лизинговых платежей и уплатой налогов. Потери российских международных автоперевозчиков на 1 июня превысили 9 млрд руб., подсчитали в АСМАП.
Чтобы исправить ситуацию, члены ассоциации предложили запретить фурам из ЕС ездить в Россию: доставка должна происходить по схеме перегрузки товаров на границе, как это делается в Белоруссии. Дальнейшая задержка принятия такого решения приведет многие предприятия автотранспортной отрасли к реальной угрозе банкротства, предупреждали они.