Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Как конфликт на Украине повлиял на безопасность в Арктике

Страны Северной Европы намерены противостоять росту российского потенциала
Страны Арктики пообещали поддержать Украину в конфликте с Россией
В Рейкьявике проходит сессия Северного совета, посвященная безопасности в Арктике. В первый день работы совет поддержал «план победы» Владимира Зеленского. Подробнее — в материале РБК
Владимир Зеленский выступает на открытии сессии Северного совета в Рейкьявике, Исландия, 29 октября 2024 года
Владимир Зеленский выступает на открытии сессии Северного совета в Рейкьявике, Исландия, 29 октября 2024 года (Фото: Magnus Froederberg / norden.org / Nordic Council / Reuters)

С 28 по 31 октября в Рейкьявике проходит сессия Северного совета, посвященная украинскому конфликту и проблеме безопасности в Арктике. В его работе участвуют представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также трех автономных территорий — Фарерских и Аланских островов и Гренландии.

28 октября президент Украины Владимир Зеленский присоединился к работе совета, чтобы обсудить перспективы представленного им «плана победы». А 29 октября лидеры пяти стран — участниц формата провели встречу, посвященную связанным с украинским конфликтом угрозам. Согласно анонсу, в последние два года президиум Северного совета сфокусировался на вопросах безопасности и обороны. Премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре заявил на итоговой пресс-конференции, что Европа сейчас живет в «условиях угрозы» из-за конфликта на Украине и гибридных атак в регионе и потому северным странам необходимо углубить военное и гражданское сотрудничество.

Северный совет учрежден как региональная организация сотрудничества (межпарламентский форум) стран Северной Европы в 1952 году. Финляндия присоединилась к ней через три года. В состав Северного совета входят 87 представителей парламентов стран-участниц.

В 1971-м в дополнение к совету был создан Совет министров Северных стран, который отвечает за межправительственное сотрудничество. В его работе участвуют премьер-министры, а также министры по делам северного сотрудничества. Председательство в совете министров каждый год переходит к одной из стран организации, сейчас председательствует Швеция.

После распада СССР Северный совет стал укреплять свои взаимоотношения с балтийскими странами. С 1991-го он открыл свои бюро в Эстонии, Латвии и Литве, которые обладают статусом стран-наблюдателей в этой организации наряду с Германией (представлена федеральной землей Шлезвиг-Гольштейн).

С 1995 года Совет министров Северных стран сотрудничал с Россией. В частности, были открыты бюро в российских городах (Санкт-Петербург и Калининград), а в Мурманске, Петрозаводске и Архангельске работали информационные центры. В 2015 году Министерство юстиции России потребовало от представительств организации продолжить работу в статусе «иностранного агента», мотивируя это тем, что в работе бюро были найдены признаки политической деятельности. Совет министров Северных стран в ответ решил приостановить на неопределенное время деятельность своих представительств в России.

После начала российской военной операции на Украине Совет министров Северных стран выпустил заявление о приостановлении сотрудничества с Россией и Белоруссией. В июне 2022-го правительство России прекратило действие меморандумов с Северным советом об учреждении его информационных бюро в Санкт-Петербурге и Калининграде «в качестве ответной меры на недружественные действия».

После того как Финляндия, а затем и Швеция присоединились к НАТО, все страны — участницы совета оказались членами Североатлантического альянса.

Как Северная Европа смотрит на конфликт на Украине

Заседание 28 октября прошло в формате Северный совет — Украина. По итогам переговоров с Зеленским премьер-министры Исландии, Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции выступили с совместным заявлением о продолжении поддержки Киева. В частности, они одобрили представленный украинским лидером «план победы», включая положения, которые предполагают приглашение Украины в НАТО и вступление в ЕС.

В Кремле называли «план победы» Зеленского «замаскированным планом» США по продолжению боев. Как отмечал помощник президента России Юрий Ушаков, эта инициатива не содержит призыва к переговорам, что «о многом говорит». Представитель президента Дмитрий Песков указывал, что единственный реальный мирный план для Украины — осознание того факта, что политика, проводимая властями страны, бесперспективна. Он призывал украинские власти «протрезветь» и осознать те причины, которые и привели к военному конфликту.

«Мы будем работать над тем, чтобы способствовать реализации плана. Мы также будем работать над укреплением позиции Украины в преддверии второго Саммита мира в направлении справедливого и прочного мира на основе международного права, включая Устав ООН, который уважает суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины», — отмечается в заявлении. Кроме того, пять стран выразили готовность укреплять сотрудничество с оборонным сектором республики.

Президент Северного совета Бриндис Харальдсдоттир, приветствуя Зеленского в Рейкьявике, была в вышиванке. «Вы не только защищаетесь от жестокого российского вторжения, вы защищаете наши общие европейские ценности, наши скандинавские ценности. <…> Позвольте мне заверить вас, что мы все солидарны с Украиной и что ваша борьба — это наша борьба», — сказала она.

Зеленский в ответ заявил, что без помощи северных стран Украине бы не удалось выстоять. «Мы действительно чувствуем вашу поддержку и всегда будем помнить искреннюю приверженность стран Северной Европы, помогающих нам защищать нашу страну, наш народ, нашу свободу», — отметил украинский лидер.

Согласно данным Кильского института мировой экономики (IfW), который ведет подсчет предоставляемой военной помощи, Дания, Финляндия, Швеция и Норвегия сегодня являются наиболее важными европейскими военными донорами Украины после Германии. По состоянию на 30 апреля 2024 года в общей сложности они выделили Киеву около €11,24 млрд.

Согласно совместному заявлению премьеров стран Северной Европы от 28 октября, всего они предоставили Украине около €20 млрд в виде военной, финансовой и гуманитарной помощи.

Представляя «план победы» в Рейкьявике, Зеленский не только поблагодарил североевропейских союзников за поддержку, но и призвал «поработать с партнерами по всей Европе, особенно в Берлине, чтобы достичь геополитической ясности».

До сегодняшнего момента ключевые страны НАТО, включая США и Германию, не высказывались ясно относительно перспективы членства Украины в блоке. Politico со ссылкой на источники и вовсе называет Берлин и Вашингтон «противниками немедленного вступления Украины» в оборонный альянс. В то же время, по информации издания, большинство его участников только абстрактно поддерживают идею присоединения, но не выступают за немедленное приглашение, на чем настаивает Зеленский.

Северные страны не передавали Украине дальнобойное оружие, но выступают за то, чтобы наносить им удары вглубь России. Когда Франция, США и Великобритания в мае обсуждали частичное ослабление соответствующих ограничений, министр обороны Швеции Пол Йонсон заявил, что Киев имеет право «защищать себя путем ведения боевых действий, направленных против территории противника». Подобную позицию занимают также Финляндия и Дания.

Украина уже наносит западным оружием удары вглубь России, признавал в начале лета руководитель Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов. Глава МИД России Сергей Лавров в мае заявил, что американское оружие уже используется для ударов за пределами зоны боевых действий. По словам Путина, удары Украины западным оружием по территории России «близки к агрессии».

Во время вторжения в Курскую область украинские военные использовали британские танки Challenger 2, передавал Sky News. О применении западного оружия в курском приграничье говорил и зампостпреда России при ООН Дмитрий Полянский. Минобороны России неоднократно сообщало о попытках атаковать Крым британскими ракетами Storm Shadow. По Белгороду наносились удары из реактивной системы залпового огня RM-70 Vampire чешского производства.

Как изменилась ситуация в Арктике в последние два года

Российская военная операция на Украине запустила глобальную перегрузку отношений Северной Европы с Москвой. Прежде всего это выразилось в ограничении работы Арктического совета, в который кроме европейских северных стран входят Россия и США. В марте 2022 года все западные государства — участники организации объявили об отказе от участия в мероприятиях объединения под председательством Москвы в знак протеста против военных действий на Украине. Летом того же года Арктический совет объявил, что возобновит ограниченную работу над проектами, не предполагающими участия России.

Россия сочла это решение политизированным и нерациональным, а в начале года приостановила выплату ежегодных взносов в Арктический совет. В то же время в МИДе заявили, что вопрос о выходе из организации не стоит, однако если Арктический совет будет «эволюционировать в недружественный России институт», то российские власти рассмотрят целесообразность участия в нем.

В западной экспертной среде признавали, что без Москвы в существовании такой организации мало пользы. В частности, Совет по международным отношениям (CFR) отмечал, что Арктический совет никогда не занимался вопросами безопасности, однако сотрудничество в его рамках по экологическим и научным вопросам способствовало подписанию таких соглашений, как договор о делимитации Баренцева моря, заключенный между Россией и Норвегией в 2010-м.

В начале октября глава МИД Канады Мелани Джоли заявила, что Оттава работает со странами Северной Европы над созданием новой коалиции по безопасности в Арктике без участия России. «Долгое время в Канаде думали, что защищены своим географическим положением. Но теперь нам нужно считаться с тем, что мы страна, которая сталкивается с Россией, и из-за изменения климата все больше стран проявляют интерес к Арктике, включая Китай», — отметила Джоли.

Аналитик Института международных исследований МГИМО, специалист по Арктике и странам Северной Европы Никита Липунов заявил РБК, что «арктическое эхо» украинского кризиса проявилось не только в приостановке регионального сотрудничества, но и в наращивании всеми региональными державами своего присутствия в Арктике. «Оно началось еще до 2022 года, затем продолжилось, а где-то даже ускорилось. Западные арктические державы продолжают углублять оборонное сотрудничество в регионе и наращивать арктический потенциал, «догоняя» Россию. Они повышают оборонные расходы и военно-учебную активность на Севере, подкрепляя это обновленными оценками рисков и доктринами», — отметил эксперт. Ощутимое влияние на военно-политическую динамику в Арктике оказало и северо-восточное расширение НАТО, в результате которого регион окончательно превратился в северный фронтир альянса.

В конце августа 2022-го генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время своего визита в Канаду заявил, что интересам альянса не отвечает сотрудничество России и Китая в Арктике и поэтому необходимо наращивать присутствие там. В июне 2024-го Пентагон опубликовал обновленную стратегию присутствия американских войск за полярным кругом, также отметив «повышение геополитической напряженности» в регионе из-за конфликта на Украине, расширение НАТО и укрепление сотрудничества между Пекином и Москвой в Арктике.

ЕС последний раз обновлял Арктическую стратегию в 2021 году.

В Концепции внешней политики России от 2023 года Арктика указана в качестве второго регионального приоритета после ближнего зарубежья.

Согласно техническому документу Государственного совета КНР от 2018 года, Китай позиционирует себя как «приарктическое государство», отмечая, что ситуация в Арктике, включая климатическую, оказывает влияние на страны, которые не относятся непосредственно к региону.

По мнению Липунова, в обозримом будущем тенденция к «милитаризации» региона будет сохраняться, пока идет активная фаза конфронтации Запада и России. «Тем не менее конфликтный потенциал самой Арктики пока низок, поскольку в регионе нет споров, требующих решения военным путем. Рост военно-политической напряженности там вызван внешними, глобальными факторами и не связан с региональной повесткой дня. В таких условиях сохраняется риск непреднамеренной эскалации из-за военных инцидентов, однако пока обстановка там остается относительно стабильной и контролируемой», — заключил эксперт.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 30 октября
EUR ЦБ: 105,44 (+0,21)
Инвестиции, 29 окт, 17:57
Курс доллара на 30 октября
USD ЦБ: 97,33 (+0,1)
Инвестиции, 29 окт, 17:57
Над Брянской областью сбили еще два дронаПолитика, 04:15
Ростовский губернатор сообщил об отражении воздушной атакиПолитика, 04:11
Один человек погиб при пожаре на складе удобрений в ДолгопрудномОбщество, 03:43
Китай запустил на орбиту корабль «Шэньчжоу-19» с тремя тайконавтамиТехнологии и медиа, 03:26
Швейцария исключила выделение кредита Киеву за счет активов РоссииПолитика, 03:24
Сбербанк заявил о приостановке записи на сделки по семейной ипотекеФинансы, 02:39
Над Брянской областью сбили беспилотникПолитика, 02:24
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В «Укрэнерго» пообещали не отключать свет зимой более чем на 8 часовПолитика, 02:20
В Киеве предложили снести памятники Булгакову, Ахматовой и ГлинкеПолитика, 01:48
Умер автор памятников Блоку и Шаляпину Евгений РотановОбщество, 01:43
FT узнала о переговорах Москвы и Киева об отказе от ударов по энергетикеПолитика, 01:02
Кадыров объяснил атаку ВСУ на здание университета спецназа в ГудермесеПолитика, 00:42
У берегов Норвегии зафиксировали крупнейшее нападение трески на мойвуОбщество, 00:32
Глава ВС заявил об «угрожающей тенденции» в ВСУ из-за дезертирстваПолитика, 00:29