Хаос в Сочи: как сирийцы обсуждали способы завершить войну
Во вторник, 30 января, в Сочи проходил основной день работы Конгресса сирийского национального диалога. Россия выступила его инициатором и предложила различным политическим движениям, представителям гражданского общества Сирии обсудить мирное урегулирование конфликта и послевоенное устройство.
На мероприятие были приглашены 1,6 тыс. человек, проживающих в Сирии и за ее пределами — члены различных партий и политических движений, профсоюзные активисты, старейшины племен, религиозные деятели, правозащитники и представители студенческих союзов, как оппозиционных, так и лояльных нынешнему сирийскому режиму и президенту страны Башару Асаду.
Точное количество и полный список участников так и не были оглашены. Отсутствовали в Сочи две влиятельные оппозиционные группировки. Не была приглашена курдская партия «Демократический союз» (PYD), которую Турция считает террористической и поэтому заблокировала ее участие в конгрессе. Приехать в Сочи также отказались оппозиционеры из Сирийского комитета по переговорам (СКП), базирующегося в Саудовской Аравии.
Приехавшие в Сочи до позднего вечера не могли согласовать итоговые документы — коммюнике и общее обращение участников конгресса.
Флаги как проблема
По плану работы конгресса, представленному российским МИДом, он должен был начаться в 10 часов утра. Однако церемония открытия была отложена на два с половиной часа. Заместитель директора департамента информации и печати МИДа Артем Кожин объяснил, что проблемы возникли с прибывшими из Турции представителями вооруженной оппозиции, «которая обусловила свое участие дополнительными требованиями».
По данным оппозиционного агентства Al-Qasioun, 120 представителей Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКРОС) и командиров формирований «Свободной сирийской армии» прибыли в Сочи 29 января на турецком правительственном самолете. Хотя до этого говорили, что не примут участие в сочинском форуме.
Уже в аэропорту Сочи прибывшую делегацию возмутили щиты с логотипом конгресса, на котором был изображен сирийский государственный флаг. Как сообщил РБК оппозиционер из «астанинской» переговорной платформы сирийской оппозиции Махмуд аль-Афанди, представители вооруженной оппозиции отказались покидать территорию аэропорта и вести переговоры «под флагом режима» — они потребовали разместить хотя бы на своих бейджах флаг с тремя красными звездами, которые коалиция использует с начала конфликта в Сирии.
Хотя российская и турецкая стороны пытались утром до начала встречи разрешить ситуацию, почти вся делегация от вооруженной оппозиции, за исключением немногочисленной группы, так и не явилась на конгресс. В урегулирование конфликта вмешался спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Два знакомых с ситуацией источника РБК рассказали, что спецпосланник настаивал на участии всех прибывших в Сочи и даже намеревался покинуть конгресс. Однако на церемонии открытия конгресса спецпосланник ООН появился и сидел в зале вместе с другими участниками. Со вступительным словом на открытии выступили министр иностранных дел России Сергей Лавров и председатель Торгового союза Сирии Мухаммад Гасан аль-Каляа.
Закрытый режим
Обсуждениям предшествовало быстрое избрание президиума форума — в него вошли десять членов оппозиции, в том числе лидеры «московской» и «астанинской» платформ Кадри Джамиль и Ранда Кассис. Президиум возглавил секретарь Партии социалистического арабского объединения Савфан аль-Кудси. После чего все заседания проходили в закрытом режиме — трансляция не велась, информации о ходе переговоров поступало крайне мало.
Международных наблюдателей, а также иностранные делегации, в том числе Ирана и Турции (гарантов прекращения огня в Сирии), попросили покинуть зал, рассказали РБК несколько источников в оппозиции.
Что в повестке
Как ранее рассказывали источники РБК, сирийские делегаты должны обсудить конституционную реформу — одно из условий мирного процесса в Сирии, предписанных резолюцией Совбеза ООН № 2254, принятой в 2015 году. На обсуждение вынесли предложение создать в Женеве специальную конституционную комиссию.
Разногласия среди участников, как рассказали РБК несколько присутствовавших на заседаниях оппозиционеров, начались еще до обсуждения состава конституционной комиссии. Делегаты не могли договориться о составе оргкомитета и комиссии по подсчету голосов, призванных обеспечить работу конгресса 30 января. По словам источников РБК, четверо членов президиума уже собирались покинуть зал заседания, однако спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев призвал стороны успокоиться и вернуться к этому вопросу после перерыва. Члены комитетов в итоге были избраны.
Сирийцам не удается ни о чем договориться, говорил РБК один из участников конгресса. По его словам, во время обсуждения едва не доходило до драк. В ходе дискуссий участники перекрикивали друг друга и скандировали лозунги.
Итоговые разногласия
Проект итогового заявления начали обсуждать поздним вечером. Его несколько раз выносили на голосование, однако к моменту публикации окончательно он так и не был принят. Камнем преткновения стал последний абзац итогового заявления (есть в распоряжении РБК), в котором говорится о создании конституционной комиссии из состава делегаций правительства Сирии и оппозиции. Комиссия, согласно тексту, призвана способствовать реформированию Конституции и политическому урегулированию под эгидой ООН. Там также содержится призыв к генеральному секретарю ООН поручить де Мистуре помочь в реализации работы этой комиссии в Женеве.
По словам трех источников РБК среди участников конгресса, во время обсуждения итогового заявления некоторые оппозиционеры выступили против передачи работы комиссии под наблюдение ООН. В частности, Кассис неоднократно заявляла, что женевский процесс доказал свою несостоятельность в разрешении сирийского кризиса. По ее мнению, «если и можно добиться мирного урегулирования в Сирии, то Сочи и является этим шансом, которым нужно воспользоваться, а не Женева». Некоторые оппозиционеры, по словам собеседников РБК, предлагали включить в итоговое заявление пункты о недоверии де Мистуре.
При обсуждении конституционного процесса лояльные Дамаску участники вели себя «провокационно», заявила РБК Кассис. «Они не хотят обсуждать Конституцию», — уточнила она.
В итоге состав конституционной комиссии в Женеве все-таки был согласован. Об итогах конгресса сообщил де Мистура. По его словам, сирийские представители согласились создать конституционную комиссию, которая будет включать в себя представителей сирийского правительства и оппозиции. Как сообщили присутствовавшие на заседании конгресса два источника РБК среди сирийской оппозиции, конституционная комиссия будет состоять из 150 человек — 100 представителей Дамаска и 50 оппозиционеров.
Научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, выступая на брифинге в Сочи, подчеркивал, что конгресс может дать импульс женевскому процессу, а российская инициатива по его проведению направлена на предоставление широкому спектру политических и общественных сил возможности начать диалог. Старший преподаватель НИУ ВШЭ Леонид Исаев, однако, сомневается в том, что бойкотировавший Сочи Сирийский комитет по переговорам согласится вступить в комиссию постфактум, а без него разработка проекта Конституции невозможна. Чтобы включить представителей СКП в состав комиссии, необходимо будет пересоздать ее, а для этого понадобится еще одно учредительное собрание, объясняет эксперт.
Ранее в материале ошибочно сообщалось, что спецпосланник генсека ООН Стаффан де Мистура не появился на церемонии открытия Конгресса сирийского национального диалога в Сочи и не присутствовал на заседаниях. Редакция приносит извинения за ошибку.