Лавров на полях форума по Афганистану обсудил укрепление связей с КНР
В среду, 30 марта, начался двухдневный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Китай. Небольшой город Туньси на востоке страны был выбран властями КНР как место проведения конференции стран — соседей Афганистана. В их третьем форуме (первый прошел два года назад в Москве) принимают участие Россия, Китай, Иран, Пакистан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.
Для Лаврова поездка в Китай стала вторым зарубежным визитом с начала российской спецоперации на Украине — 10 марта он побывал на дипломатическом форуме в Турции. Изменившаяся международная обстановка была в центре внимания встреч, которые Лавров провел в среду. Первой и главной стала беседа с министром иностранных дел Китая Ваном И.
Российско-китайские отношения, их развитие и укрепление давно вызывают беспокойство у стран Запада. С начала украинского кризиса президент США Джо Байден, лидеры Евросоюза не раз призывали Пекин не оказывать России содействия при обходе введенных против нее санкций и осудить политику России. Китай в ответ указывал на неприемлемость односторонних рестрикций. В очередной раз Ван И заявил об этом в беседе с верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Жозепом Боррелем, прошедшей накануне визита Лаврова (это была третья беседа Вана и Борреля с начала спецоперации). Китайский министр указал на неприемлемость крайне жестких санкций Запада, сообщил МИД КНР. «Максимально жесткие санкции могут навредить обеим сторонам и еще больше осложнить ситуацию, усилить противоречия», — заявил он (цитата по сайту МИД КНР). По словам Вана, за односторонние санкции «расплачиваются страны и народы, не участвующие в военном противостоянии Москвы и Киева», что несправедливо и противозаконно. «При урегулировании проблем безопасности нельзя все упрощать, делить на белое и черное», — призвал Ван И. По его мнению, методы времен холодной войны и формирование противоборствующих блоков — «старый путь, по которому Европе не пройти».
На переговорах в среду Ван и Лавров констатировали, что Россия и Китай продолжают укреплять стратегическое партнерство и выступать с единых позиций. Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь позже сказал, что Пекин продолжит играть конструктивную роль и оказывать содействие для нормализации ситуации на Украине (во вторник украинская делегация на переговорах в Стамбуле заявила, что считает необходимым пригласить стать гарантами будущего соглашения с Москвой членов Совета Безопасности ООН, в который входит Китай).
Товарооборот Китая с Россией по итогам 2020 года составил $107,76 млрд, с Украиной — $15,4 млрд.
По мнению директора Института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова, в ближайшее время КНР и Россию ждет диверсификация отношений, нынешние события ускорили этот процесс, в том числе можно ожидать расширения научно-технологического сотрудничества, создания совместных предприятий. Не исключено ускорение строительства еще одной нитки газопровода «Сила Сибири-2», увеличение сельскохозяйственных поставок в Китай. «Не надо ожидать, что Китай рванет инвестировать и создавать предприятия — это предмет большого переговорного процесса», — оговаривается эксперт.
В среду также прошли переговоры Лаврова с коллегами из Ирана и Пакистана. На встрече с главой иранского МИДа Хосейном Амир Абдоллахианом российский министр заявил, что Москва намерена использовать двустороннее сотрудничество для обхода санкций. «Будем выстраивать практические шаги, которые позволят обходить эти незаконные действия», — пообещал Лавров. Иранский опыт на этом направлении описала в марте The Wall Street Journal. Согласно источникам газеты, Иран создал тайную банковскую систему для проведения сделок на миллиарды долларов в год, в ней использовались счета в зарубежных коммерческих банках, компании-посредники, зарегистрированные за пределами Ирана, организации, координировавшие запрещенные сделки, а также расчетный центр внутри страны.
Проблемы Афганистана
Целью конференции соседей Афганистана представитель китайского МИДа Ван Вэньбин назвал усиление многосторонней поддержки страны международным сообществом. Афганскому народу приходится преодолевать большие трудности, «вызванные как внутренними проблемами, так и внешними факторами», прежде всего действиями США.
В среду главы МИД Ирана и Пакистана Хосейн Амир Абдоллахиан и Шах Мехмуд Куреши осудили решение правящего в Афганистане движения «Талибан» (запрещено в России) запретить девочкам старших классов посещать школу. «Подобные действия отдаляют талибов от народа и препятствуют получению международной легитимности», — говорится в совместном заявлении.
Правительство «Талибана» 23 марта открыло для посещения школы девочкам старших классов (начиная с шестого), но через несколько часов изменило свое решение и вновь отправило школьниц по домам. Причин изменения решения названо не было. Al Jazeera сообщает, что в Афганистане отмечается нехватка учителей, многие были вынуждены покинуть страну после прихода талибов к власти в августе прошлого года.