С.Собянин предлагает реформу муниципалитетов
С.Собянин подчеркнул, что только в условиях единой системы управления можно в кратчайшие сроки запустить такие масштабные проекты, как модернизация здравоохранения или строительство метрополитена, которые сегодня успешно реализуются в столице. Но в то же время обратной, негативной, стороной этой централизации является отчуждение жителей города от власти.
"Местное самоуправление в Москве должно аккумулировать инициативы граждан, добиваться их практической реализации и контролировать результаты работы районной власти", - отметил С.Собянин. Он уточнил, что сегодня глава управы является государственным служащим, который подчиняется префекту и правительству Москвы и неподотчетен органам местного самоуправления.
"В качестве первого шага к формированию новой системы ответственности я предлагаю ввести практику регулярных отчетов глав управ перед муниципалитетами о результатах своей работы. Также считаю необходимым дать муниципальным собраниям право двумя третями голосов выражать недоверие главе управы. Если, по мнению депутатов, глава управы не справляется со своими обязанностями, они смогут инициировать его отстранение от должности. Кроме того, считаю, что главы управ должны более активно участвовать в работе муниципальных собраний, лично присутствовать на заседаниях и отвечать на вопросы, поставленные депутатами. Директора школы, поликлиники, многофункционального центра также должны отчитываться перед муниципалитетами", - подчеркнул мэр, добавив, что тем самым депутаты смогут оказывать реальное влияние на деятельность важнейших служб, определяющих качество жизни людей, в сферах здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и предоставления государственных услуг.
С.Собянин также предлагает наделить муниципальных депутатов правом вето в сфере строительства. Как сообщил сегодня на Съезде муниципальных образований Москвы столичный градоначальник, такое право относится к инициативе наделить муниципалитеты новыми полномочиями. "С одной стороны, никому не нравится уплотнительная застройка. С другой стороны, большинство районов города испытывают острую нехватку объектов шаговой доступности для обслуживания населения. Нахождение баланса между желанием сохранить привычную среду обитания и потребностями людей в новых объектах может стать важнейшей функцией представительных органов", - отметил мэр. Он предложил предоставить муниципальным собраниям право согласования проектов строительства объектов, обслуживающих жителей конкретных районов.
В перечень будут включены магазины шаговой доступности, рынки, пункты бытового обслуживания, ремонтные мастерские, аптеки, учреждения для работы с детьми, спортивные сооружения и другие объекты, а также гаражи и объекты религиозного назначения.
В случае если две трети депутатов проголосуют против предложенного проекта строительства, он не будет реализован. Органы исполнительной власти откажут заявителям в выдаче необходимых документов. Таким образом, у муниципальных собраний появится право вето в сфере строительства, что должно обеспечить соблюдение законных интересов местных граждан.
"Разумеется, мы будем просить депутатов взвешенно и осторожно использовать это право вето. Нам нужно привлекать инвестиции в строительство объектов шаговой доступности, а не создавать еще один барьер, сдерживающий развитие бизнеса. Тем не менее последнее слово в этих вопросах будет оставаться за депутатами", - заключил мэр.
С.Собянин также считает, что муниципалитеты должны получить право согласования адресных перечней капремонта жилья, благоустройства дворовых территорий и городских парков. Он подчеркнул, что муниципальные депутаты должны согласовывать и проекты благоустройства дворов и парков. Без их согласия эти проекты не должны реализовываться вовсе. Депутаты должны войти в состав комиссий, осуществляющих открытие и приемку работ по ремонту и благоустройству, контролировать качество работ и их соответствие проектной документации и, самое главное, интересам граждан.
"Таким образом, в рамках нового распределения полномочий городские органы власти будут задавать общие рамки, выделять лимиты финансирования, проводить конкурсные процедуры. А согласовывать адресные перечни конкретных объектов и содержание работ будут муниципальные собрания. Кроме того, считаю возможным и правильным для реализации индивидуальных проектов благоустройства и решения других районных проблем ежегодно закладывать в бюджет целевые средства в объеме, например, 5 млрд руб.", - добавил мэр, уточнив, что эти деньги по сути будут являться резервным фондом муниципалитетов.
Участие муниципальных собраний в реализации городских программ и выделение целевых средств в их резервные фонды означает, что в каждом районе Москвы появится собственный "бюджет развития и благоустройства". "В полной мере новые полномочия муниципальных собраний могут вступить в силу только с 2013г., так как основные перечни работ по ремонту и благоустройству на текущий год уже утверждены. Тем не менее кое-что можно сделать и в этом году. Недавно правительством Москвы было принято решение увеличить лимит финансирования работ по благоустройству города на 4 млрд руб. Я предлагаю депутатам уже сегодня совместно с управами определить конкретные дворы и перечни работ", - добавил С.Собянин.
По словам мэра, это может быть комплексное благоустройство дворовой территории, создание спортивной площадки, строительство спортивного городка, организация парковочных карманов, озеленение или что-то другое. "Прошу вас активно включиться в работу по утверждению этих проектов повышения качества городской среды, которые будут реализованы в течение ближайших месяцев", - обратился С.Собянин к участникам Съезда муниципальных образований города.