6. Средняя Азия: на перекрестках Великого опиумного пути
Мнение экспертов
Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский: "Есть страны, которые не позиционируют себя как оппоненты, но действительно являются источником значительных рисков и угроз в будущем. Это страны Средней Азии, бывшие советские республики, которые хотя формально и в рядах союзников России, но являются крупными поставщиками наркотиков и нелегальных мигрантов, представляющих существенную угрозу национальной безопасности России".
В партии "Правое дело" согласны, что на среднеазиатские страны нужно обращать повышенное внимание: "Любая из точек нестабильности на мировой карте – это зона особого внимания России. Например, Афганистан. Никто больше, чем Россия, не страдает от наркотрафика, который идет из Центральной Азии в Европу транзитом через российскую территорию. Рассадник международного терроризма – Афганистан – опять же, под боком России. Афганская проблема – вызов №1 для всей мировой политики, но для России это еще и проблема национальной безопасности".
Но Афганистан не единственная проблемная страна региона. Член фракции "Справедливая Россия", член комитета ГД по международным делам Семен Багдасаров выделяет Таджикистан: "Таджикское руководство, несмотря на наши многочисленные просьбы, не принимает мер по пресечению наркотрафика. 1430-километровая афгано-таджикская граница, по сути, открыта, оттуда идут наркотики. Несмотря на наши просьбы предоставления более развитой инфраструктуры, в частности авиабазы, этого не делается. Они не идут нам навстречу, чтобы мы могли пресечь наркотрафик".
История отношений
Россия обратила внимание на Афганистан в середине XIX века. Однако до середины ХХ столетия он находился преимущественно в сфере влияния Великобритании.
После гражданской войны Советской России требовались союзники, и одним из немногих на тот момент союзников стал Афганистан, договор о дружбе с которым был подписан в 1921г. в обмен на 21 млн золотых рублей, 21 самолет и 5 тысяч винтовок, а также оборудование для телеграфной линии. После Первой мировой Афганистан был разделен на "зоны ответственности": север контролировал Советский Союз, а пуштунов – Англия.
Во время Второй мировой войны Афганистан заявил о нейтралитете, который сохранялся до 1978г., когда в стране произошла "апрельская революция", а фактически – переворот, и Афганистан стал симпатизировать СССР, характеризуя отношения не иначе как братские.
Однако пришедшая к власти Народно-демократическая партия Афганистана вскоре раскололась на две части. Началась гражданская война. Главой государства стал Хафизулла Амин, которого в СССР считали ненадежным человеком и не исключали возможности его переориентации на Запад. Поэтому СССР ввел войска и устранил афганского лидера. После вывода советских войск из Афганистана в 1989г. гражданская война разгорелась с новой силой. К власти пришли радикальные исламисты из движения "Талибан". И в 1992г. отмечается масштабный рост производства наркотиков в стране.
После терактов 11 сентября 2001г. у спецслужб США появилась информации, что Усама бен Ладен находится на территории Афганистана, что позволило американцам ввести туда войска, и к 2002г. режим талибов пал. В стране до сих пор продолжается гражданская война, но уже с участием международных сил. На территории страны действуют американские военные базы и базы НАТО.
Сейчас Афганистан заинтересован выйти из зависимости от США и восстановить страну. Пути для этого президент страны Хамид Карзай видит в установлении тесных отношений с Россией.
История Таджикистана связана с Россией еще тесней. В 1924г. Таджикистан вошел в СССР в качестве автономной республики в составе Узбекской ССР, а в 1929г. образовалась самостоятельная Таджикская ССР, которая вошла в Союз на правах отдельной республики.
После распада СССР в таджикском государстве начался процесс исламизации. Исламисты, фактически захватившие власть в республике, начали голодную блокаду Кулябской области, где были сильны прорусские и просоветские настроения. В 1992г. началась вялотекущая гражданская война между Народным фронтом - сторонниками светского государства и восстановления СССР - и Объединенной таджикской оппозицией радикально-исламской, ваххабитской и прозападной ориентации. Исламистское подполье получило поддержку от мусульманских стран, Запада и ООН, Россия негласно поддерживала Народный фронт.
Пик гражданской войны был пройден в конце 1992г. – начале 1993г., затем она начала затухать. Но ее по-прежнему отличала крайняя порой жестокость на фоне вышедшей из строя системы нормального снабжения городов и сел продовольствием и другими средствами поддержания жизни. Имели место грабежи и мародерство, этнические чистки, насилие, убийства политических и общественных деятелей. В 1994–1997гг. состоялись еще семь раундов переговоров между правительством и оппозицией. Состояние гражданской войны в целом было преодолено к началу 2000.
В 2004г. был подписан пакет соглашений, охватывающих как российское военное присутствие в Таджикистане, так и новый формат двустороннего сотрудничества по пограничным вопросам, предусматривающий его продолжение в форме функционирования Оперативной пограничной группы ФСБ России в Таджикистане и передачу функций по непосредственной охране таджикско-афганской границы погранслужбе этой страны.
Основные контакты между странами осуществляются в экономической сфере. Россия является одним из основных торговых партнеров Таджикистана. Кроме того, Россия осуществляет в Таджикистане крупный совместный проект достройки Сангтудинской ГЭС-1. В мае 2003 года было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли между правительством Республики Таджикистан и ОАО "Газпром" сроком на 25 лет.