Менеджеры «Ив Роше» назвали рыночными условия контракта с Навальным
Стандартный договор
В четверг на заседании Замоскворецкого суда Москвы, который рассматривает уголовное дело братьев Навальных, выступили два топ-менеджера компании «Ив Роше Восток», которую следствие считает потерпевшей. Зарегистрированная Олегом и Алексеем Навальными компания «Главное подписное агентство», заключившая с «Ив Роше Восток» контракт по перевозке, якобы завысила свои расценки, в результате чего продавец косметических товаров потерял 26,7 млн руб.
Первым перед судом выступал бывший директор «Ив Роше Восток» по логистике Сергей Аверьянов. За три часа, которые длился его допрос, мужчина несколько раз успел рассказать весь механизм доставки их товаров из Ярославля в Москву и неоднократно заявил, что отдел логистики не усмотрел никакого ущерба для фирмы.
Аверьянов повторил историю того, как строилось сотрудничество с «Главподпиской». По его словам, товары французской косметической фирмы на фурах доставлялись на сортировочный центр «Бертельсман» в Ярославле. Уже оттуда компания почтовыми отправлениями рассылала заказы по стране. Но в середине 2008 года «Почта России» неожиданно сообщила руководству «Ив Роше», что не будет больше заниматься самовывозом продукции со склада, к тому же местное почтовое отделение не справлялось с большими объемами компании.
Тогда, по словам свидетеля, «Ив Роше» стала привлекать сторонних перевозчиков. «Кто-то из сотрудников почты рекомендовал нам обратиться в «Главподписку», – рассказал свидетель. На вопрос прокурора, кто именно, свидетель задумался и заявил, что с Олегом Навальным, на тот момент руководителем департамента внутренних почтовых отправлений ярославского филиала ФГУП «Почта России», он познакомился, как ему помнится, позже. В показаниях, данных на этапе следствия, Аверьянов заявлял, что это был Олег Навальный.
Цены же, по которым осуществлялась перевозка товаров, по словам директора, были среднерыночными.
«Для меня важны стоимость и качество: нас интересовало, чтобы машины были в хорошем состоянии, чтобы продукция зимой не замерзла, чтобы ее не украли», – пояснил Аверьянов. Несмотря на то что компания «Ив Роше» стала ежедневно нести дополнительные расходы на доставку грузов в Москву, товары приходили клиентам быстрее, покупатели реже отказывались от заказов, а по тарифной сетке некоторые отправления в Москве выходили дешевле, чем в Ярославле.
«Но где было дешевле отправлять товары: в Москве или Ярославле?» – задала вопрос судья Елена Коробченко. «В Ярославле», – подтвердил свидетель.
«Но вы же говорили про тарифную сетку?» – возмутился Олег Навальный.
«Ответ судом уже получен, я снимаю ваш вопрос, – отрезала судья и задала еще один вопрос: – Причинила ли компании неудобства невозможность сдавать товары в Ярославле?» «Да, конечно», – еще раз подтвердил свидетель.
Сотрудничество между двумя компаниями «шло по накатанной», заметил в то же время Аверьянов, сказав, что договор с «Главподпиской» продлевали несколько раз, давления со стороны партнеров никакого не оказывалось, а с Алексеем Навальным за эти годы он и вовсе не общался.
Тонкости отправлений
В середине 2011 года «Почта России» вновь стала принимать почти весь объем почтовых отправлений компании «Ив Роше Восток». По версии подсудимых, это было связано с тем, что другие крупные поставщики товаров перенесли свои склады из Ярославля в Тверь.
В связи с этим Олег Навальный спросил, считает ли Аверьянов его виновным в том, что ярославское почтовое отделение ограничило объем почтовых мощностей в 2008 году. «Мне всегда казалось, что вы занимаетесь внедрением автоматизированного сортировочного центра», – туманно ответил свидетель.
«Вы не считаете себя обманутыми «Главподпиской»?» — задал свидетелю вопрос адвокат Олега Навального Кирилл Полозов. Свидетель ответил отрицательно, но затем сказал, что это всего лишь его видение ситуации и он не исключает, что руководство «Ив Роше Восток» может относиться к ситуации по-другому.
Аналогичную позицию занял и второй свидетель, менеджер по логистике Дмитрий Васьков. Давая показания, он заявил, что в лице «Главподписки» компания «имела надежного перевозчика, который ни разу не сорвал нам рейс и на которого мы всегда могли рассчитывать». Алексея Навального Васьков тоже лично не знал. «Как это ни странно, я вообще их не связывал друг с другом», – заметил он об Олеге Навальном и его брате.
Последним из свидетелей в суде выступал Александр Цуркин, бывший сотрудник Многопрофильной процессинговой компании (МПК), проходящей вторым потерпевшим по делу «Ив Роше». Об ущербе в 4,4 млн руб., нанесенном фирмой Навальных, в сентябре в суде говорил директор МПК Сергей Шустов. О том, что его компании был нанесен ущерб, он узнал от следователей, когда у него проводили выемку документов. В суде он подтвердил, что к «Главподписке» его компания имеет имущественные претензии. Общавшаяся с Олегом Навальным подчиненная Шустова, Наталья Березовская, на другом заседании отметила, что «Главподписка» «была выгоднее по деньгам и по срокам» компании, в которой она работала.
Цуркин рассказал о том, как его компания работала с перевозчиками, но так как «Главподписка» стала партнером МПК после его ухода, а с братьями Навальными он не знаком, допрос Цуркина продолжался всего 20 минут.
После допроса свидетеля обвинение попросило огласить счета-фактуры, акты и протоколы обысков, а затем суд объявил о завершении заседания. В следующий раз стороны процесса соберутся в Замоскворецком суде 7 ноября.