Армия Сирии опровергла продвижение боевиков в провинции Хама
Информация о захвате повстанцами городов на севере сирийской провинции Хама не соответствует действительности, заявило Минобороны Сирии.
Это касается заявлений о захвате таких поселений, как Аль-Сакилабия, Хаялин, Махарда, Латамина, Халфайя, Тайбет-Имам, Маан, Соран, Маар-Шахур, и соседних населенных пунктов, уточняет ведомство. Сирийское Минобороны опровергло сообщения о выводе армии из Хамы, подчеркнув, что «дружественные сирийские и российские военные самолеты наносят удары по скоплениям террористов, их передвижениям и линиям снабжения».
«Наши вооруженные силы организовали усиленную линию обороны и находятся в полной готовности, боеготовности и высоком моральном духе для отражения любого возможного нападения», — говорится в сообщении Минобороны Сирии в Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России).
До этого Сирийская обсерватория по правам человека сообщала, что повстанцы захватили несколько поселений в провинции Хама, в частности Халфайю, Морик, Аль-Латамну, Кафр-Зайту, Калаат-аль-Мадик, Кафр-Набоду, Карназ, Лахайю, Аль-Бувайду, Латмин, Соран, Аль-Магир и Маарадбис.
Кроме того, в соцсетях распространились сообщения о стрельбе в Дамаске и попытке военного переворота. Член конституционного комитета Сирии Маис эль-Криди опровергла эти сведения. «В Дамаске, в Латакии и других городах все в порядке. Ничего подобного нет. Я думаю, что это ложные новости, и в Дамаске ничего нет. <...> Знаете ли, в социальных сетях есть много способов распространять ложные новости. Нет никаких признаков, все хорошо. Мы общаемся со СМИ. И все службы выполняют свою работу. Все под контролем», — сообщила она РБК.
Сирийские повстанцы, возглавляемые группами исламистов, начали наступление 27 ноября. Развернувшиеся боевые действия стали самой значимой эскалацией конфликта в стране с 2020 года, когда было заключено соглашение о прекращении огня при посредничестве России и Турции. Основная сила боевиков — террористическая группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России).
29 ноября боевики вошли в Алеппо — второй по размеру город страны. На следующий день сирийская армия фактически подтвердила, что сдала позиции, заявив о передислокации для подготовки к контратаке. Сирийская обсерватория по правам человека сообщала, что боевики установили контроль над гражданским аэропортом Алеппо. По данным Sky News Arabia, днем 30 ноября боевики контролировали 75% города. Собеседник РБК из местных жителей вечером того же дня подтвердил, что Алеппо находится под полным контролем боевиков.
Повстанцы сообщали о продвижении в южной и восточной частях провинции Идлиб, а источники Reuters из числа боевиков заявили, что они взяли под контроль город Мааррет-эн-Нууман (административный центр одноименного района) к югу от города Идлиба, который изначально контролировался повстанцами. Это, как отмечало агентство, означает полный контроль боевиков над провинцией.
Источники Al Arabi Al Jadeed из числа боевиков рассказали, что повстанцы захватили военный аэропорт Абу-аль-Духур в восточной части Идлиба.
Портал Middle East Eye сообщал со ссылкой на турецкий источник, что цель повстанцев — возврат к границам Идлибской зоны деэскалации по состоянию на 2019 год (восточная часть провинции была утрачена в результате наступления правительственных войск в 2020 году).
Россия, которая поддерживает правительственные войска, заявляла об ударах по технике и живой силе вооруженных группировок. По данным российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии (ЦПВС), уничтожено не менее 300 человек.
Глава МИД России Сергей Лавров обсудил эскалацию в Сирии с коллегами из Турции и Ирана Хаканом Фиданом и Аббасом Аракчи. Оба собеседника Лаврова обвинили США в поддержке террористических группировок. При этом в 2020 году, незадолго до заключения соглашения о прекращении огня, российские госагентства писали, что Турция поставляла боевикам, в том числе из ХТШ, военную технику и униформу турецких войск. Анкара утверждает сейчас, что не участвует в боях, но принимает меры предосторожности.
Читайте РБК в Telegram.