Уникальный вердикт: пять странностей в приговоре братьям Навальным
Спонтанное решение
Во вторник Замоскворецкий суд Москвы в присутствии сотни российских и иностранных журналистов огласил приговор братьям Навальным. Изначально судья Елена Коробченко планировала вынести приговор 15 января. На этот день сторонники подсудимых собирались устроить масштабную акцию протеста и вели активное обсуждение митинга в группах в социальных сетях.
Об изменении даты приговора стало известно меньше чем за сутки до его оглашения. Вечером 29 декабря Замоскворецкий суд уведомил Навальных и их адвокатов о переносе заседания, сообщив, что приговор уже готов.
«Мне не известно ни одного случая, чтобы суд переносил дату приговора на более ранний срок, — рассказал РБК адвокат Вадим Прохоров. – Были дела, когда судьи откладывали оглашение якобы из-за того, что не успевали написать решение. Но раньше – никогда». По его мнению, причиной переноса могло стать желание властей избежать массовых акций протеста.
С ним согласен адвокат Гари Мирзоян. Юрист считает, что сообщать о дате приговора накануне вечером как минимум непорядочно. И суд, таким образом, нарушил принцип гласности. «Не исключено, что кто-то из тех, кто хотел прийти на приговор, не смог скорректировать свои планы и присутствовать», – считает Мирзоян.
Быстрое оглашение
Свое решение судья огласила буквально за считанные минуты. Выйдя в зал заседания, она сразу же объявила, что зачитает только вводную и резолютивную части приговора, и начала зачитывать квалификацию и сроки, опустив анализ доказательств и мотивы суда.
По мнению адвокатов Прохорова и Мирзояна, формально суд имел право так поступить. Если раньше без мотивировочной части судьи могли оглашать приговоры по делам, которые слушались в закрытом режиме (в том числе засекреченные дела и процессы, касающиеся несовершеннолетних), то несколько месяцев назад Верховный суд включил в этот перечень и сложные экономические дела. Но на практике, утверждают Прохоров и Мирзоян, судьи все равно оглашали приговоры целиком.
По мнению Прохорова, оглашение только части приговора могло свидетельствовать также и о том, что сам текст решения еще пока не готов. В свою очередь, адвокат Алексея Вадим Кобзев сообщил РБК, что в суде пообещали выдать текст приговора только после новогодних праздников — 12 января.
Роли изменились
Неожиданным стало и решение судьи переквалифицировать действия подсудимых с обычного мошенничества (статья 159 Уголовного кодекса) на более мягкий состав — мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (статья 159.4 Уголовного кодекса).
По мнению судьи Мосгорсуда в отставке Сергея Пашина, судья Коробченко была вправе принять такое решение, несмотря на то, что ни одна из сторон этого не просила. «Определять квалификацию деяния – это полностью во власти суда, и такое время от времени случается», – отмечает Пашин.
Прокуроры требовали признать Алексея и Олега Навальных виновными в предъявленном им обвинении и приговорить к 10 и 8 годам колонии, а подсудимые просили их оправдать. Но судья поменяла не только статьи Уголовного кодекса, но и роли подсудимых. Максимальный срок был определен Олегу – 3,5 года колонии. Алексей Навальный был приговорен к такому же наказанию, но условно, и штрафу в 500 тысяч рублей.
По словам защитника, несмотря на то, что братья проходили в версии следствия как соучастники, более активную роль играл все же Олег, и суд мог положить в основу своего решения именно это обстоятельство, сделав его главным махинатором.
«Алексею дали условный срок, видимо, из-за того, что испугались акций протеста в его поддержку, а реальный срок для Олега мог быть местью его брату», – предполагает адвокат Вадим Кобзев.
«Суд мог как угодно оценивать обстоятельства дела и назначить, например, обоим условное наказание», – говорит Кобзев. Он напоминает, что у Алексея на момент вынесения приговора имелось две судимости – 5 лет условно по делу «Кировлеса» и штраф за клевету на муниципального депутата Алексея Лисовенко.
Оставить под арестом
В конце приговора судья Коробченко сообщила, что Олега Навального следует взять под стражу в зале суда, а Алексей Навальный продолжит находиться под домашним арестом до вступления приговора в силу.
По мнению адвоката Людмилы Айвар, эти действия суда формально не противоречат закону, но сохранение домашнего ареста после назначения условного наказания является весьма оригинальным решением и не вписывается в сложившуюся практику. Если приговаривают не к реальному сроку, до вступления вердикта в законную силу сохраняется только подписка о невыезде или залог, а более жесткие меры пресечения отменяются.
Адвокат Кобзев, в свою очередь, сообщил РБК, что после новогодних праздников он подаст апелляционную жалобу на приговор в Мосгорсуд. Тогда решение Замоскворецкого суда не вступит в силу еще как минимум несколько месяцев.
Предвыборные перспективы
Если приговор не будет обжалован и ужесточен, перспективы участия Навального в выборах останутся неизменны. Меньше полутора лет назад, в июле 2013 года, Навальный получил пять лет условно по делу «Кировлеса» по тяжкой ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) с испытательным сроком в пять лет (минувшим летом он был увеличен на три месяца). Для совершивших тяжкие преступления в законодательстве предусмотрено ограничение на участие в выборах – 10 лет с момента погашения судимости, а та для условных приговоров считается погашенной после истечения испытательного срока. Если срок наказания Навального не будет увеличен, то его первая судимость должна быть погашена в октябре 2018 года, а в выборах он сможет участвовать начиная с 2028 года.
С учетом того, что Навальный уже провел 10 месяцев под домашним арестом, то, если приговор вступит в силу, срок условного наказания истечет через 2 года и 8 месяцев – в августе 2017 года. При этом испытательный срок по этому приговору истечет в январе 2018 года.