Чем московский проект Конституции не устроил сирийскую оппозицию
В конце прошлой недели сирийская политическая оппозиция получила разработанный российскими экспертами проект Конституции Сирии.
Это произошло в ходе встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. В ней приняли участие представители почти всех оппозиционных платформ, за исключением Высшего комитета по переговорам (ВКП) и Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКРОС).
РБК выяснил у участников переговоров в Москве, как они оценивают предложенную Россией конституционную реформу.
Президент без религии
Российский вариант Конституции готовили эксперты-востоковеды, рассказал РБК источник, знакомый с процессом создания документа. Прежде всего они предложили убрать из названия страны слово «Арабская» и назвать ее Сирийская Республика.
Также предлагается убрать действующую сейчас норму, согласно которой президент обязан быть мусульманином. «Эта норма противоречит другому положению Конституции, которое говорит об их равенстве перед законом. Получается, что немусульманская часть населения не имеет право выдвинуть свою кандидатуру», — говорит Кадри Джамиль, лидер оппозиционной сирийской партии «Народный фронт за перемены и освобождение». Его партия выступала против того, чтобы в Конституции оговаривалось вероисповедание главы государства, еще в 2012 году, когда принималась действующая Конституция Сирии, сообщил Джамиль.
Он также напоминает, что Сирия называлась Сирийской Республикой до 1958 года. «Думаю, это (сокращение названия. — РБК) не очень принципиальный вопрос. Нужно изучить соотношение сил и настроения: поможет ли это разрешить кризис или, наоборот, усугубит ситуацию?» — считает Джамиль.
Нынешняя сирийская политическая система основана на концепции баасизма (от сокращенного названия Партии социалистического арабского возрождения — «Баас», политическая платформа которой представляет собой синтез арабского социализма, панарабизма и антиимпериализма), поэтому исключение слова «арабская» из названия означает отказ от этой идеологической основы и политический традиции, поясняет научный сотрудник Института востоковедения РАН Василий Кузнецов.
Кузнецов также обращает внимание на то, что слово «ислам» почти не упоминается в российском проекте. «Некоторые исламские политические силы будут возражать. Дальше — вопрос юридический, как именно это должно быть сформулировано, чтобы не ущемлялись права немусульманского населения», — говорит Кузнецов.
Представитель преимущественно курдской партии «Демократический союз» Халид Исса напоминает, что Сирия — многонациональная и многоконфессиональная страна, следовательно, недопустимо, чтобы власть была сосредоточена в руках представителей одной нации или главенствующей религии. В принятой в 2012 году Конституции была убрана ранее существовавшая норма о главенствующей роли партии «Баас» в политической жизни.
Курдская автономия
В российском проекте предполагается закрепление в Конституции культурной автономии курдов. При этом «государственные органы и организации Курдской культурной автономии пользуются арабским и курдским языком как равнозначными», говорится в проекте документа.
Представитель так называемой каирской группы сирийской оппозиции Джамаль Сулейман считает, что Сирии необходимо местное самоуправление в виде административных автономий, которые будут подчиняться центральным органам власти и не будут иметь самостоятельной политической и военной власти.
Исса сообщил РБК, что во время встречи с Лавровым представители Демократической Федерации (провозглашенного курдами территориального образования на севере Сирии) представили свой проект Конституции, который предполагает федерализацию Сирии. По его словам, при разработке проекта были изучены и приняты во внимание положительные стороны всех предшествующих вариантов конституций Сирии, начиная с монархической Конституции 1920 года, в которой было закреплено федеративное устройство.
Создания Курдской культурной автономии недостаточно, хотя это и шаг вперед, уверен Исса. «В Сирии кроме курдов проживает огромное количество других народностей, права которых не были закреплены», — объясняет он.
Исса поддерживает необходимость создания нового законодательного органа — Ассамблеи территорий. По российскому проекту Ассамблея территорий — это орган, в котором работают представители административных единиц. Ее создание обеспечит более широкое и полноценное участие представителей различных слоев и групп сирийского общества в управлении государством, считает Исса.
Появление проекта Конституции в целом весьма позитивный шаг, однако его нужно доработать, так как он недостаточно учитывает национальные и религиозные особенности сирийского общества и не в полной мере защищает права всех его представителей, говорит Исса. Он также указывает на лакуны в документе: в тексте говорится о культурной автономии, однако статус ее определяется отдельным законом. «Многие пункты регламентируются законом, который на практике может стать выше Конституции», — опасается Исса.
Основа для разговора
Участники московской встречи отмечают, что прописанные в российском проекте Конституции предложения — это перечень идей для обсуждения. Писать новый основной закон должна специальная комиссия, которая будет опираться на опыт других стран и на предыдущие варианты Конституции Сирии начиная с 1920 года, говорит Кадри Джамиль, ссылаясь на резолюцию Совета Безопасности ООН №2254, принятую в 2015 году.
Впервые за долгое время появились конкретные предложения по разрешению сирийского конфликта мирным путем, говорит Исса. «К сожалению, большинство представителей нашей оппозиции в первую очередь волнует то, как избавиться от нынешнего режима, занять место Башара Асада и кому достанется переходная власть. У них нет четких представлений и предложений по реформированию существующей системы в институциональном плане», — сетует он.
Сирийские власти готовы обсуждать российские предложения, сообщил 30 января посол Сирии в России Риад Хаддад.