“Яблоко": Решение Страсбурга - провал защиты М.Ходорковского
Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин видит в постановлении ЕСПЧ поражение М.Ходорковского. "Это был непродуманный шаг адвокатов. Такой иск надо подавать, будучи на 100% уверенными в выигрыше. Потому что сейчас они вооружили российское руководство аргументом совершенно безотбойным - нет здесь никакого политического заказа. Вы нам не верите - вот вам Страсбургский суд, вы к нему постоянно апеллируете", - сетует политик.
"Суд сказал, что не представили достаточных доказательств. Так часто бывает, что у людей эмоции перехлестывают, и они думают, что этими эмоциями смогут убедить всех остальных, а у Европейского суда свои подходы к вопросу о доказательной базе. Это тот случай, когда бы я не стал говорить о какой-то пристрастности, потому что это все-таки Европейский суд - это не наш суд. Я не думаю, что эта инстанция подвержена воздействию со стороны нашего руководства. Адвокаты плохо подошли к проблеме, небрежно, недостаточно тщательно доказательную базу представили", - объяснил причины С.Митрохин.
Категорически не согласен с такой точкой зрения Владимир Рыжков. По мнению лидера незарегистрированной Минюстом Республиканской партии России, постановление Страсбургского суда стало победой М.Ходорковского. "Иск был посвящен двум вопросам: был ли арест М.Ходорковского законным, когда его задержали в аэропорту Новосибирска, и исполняла ли Россия свои обязательства в то долгое время, когда он содержался под стражей. По обоим пунктам ЕСПЧ признал действия России не соответствующими Европейской конвенции о правах человека. То есть суд признал, что арест М.Ходорковского был незаконным, а условия, сроки и прочие вещи, связанные с его содержанием под стражей, тоже не соответствовали европейским обязательствам России. Это, безусловно, победа М.Ходорковского и его адвокатов. Дело даже не в том штрафе, который заплатит Россия, а в том, что признаны неправомерными сами действия российских правоохранительных органов и судов", - говорит оппозиционный политик.
В.Рыжков отмечает, что ни слова о политической мотивированности в иске не было. Этот аспект затрагивается в остальных жалобах М.Ходорковского, которые, по мнению политика, также будут выиграны. Уверенности ему добавляет тот факт, что на прошлой неделе авторитетная международная организация Amnesty International признала М.Ходорковского и П.Лебедева узниками совести.
Напомним, что согласно постановлению Европейского суда обстоятельства дела "вызывают некоторые сомнения относительно истинной причины преследования М.Ходорковского, однако утверждение о наличии политической подоплеки требует неоспоримых доказательств, которых заявителем представлено не было". Другим своим решением ЕСПЧ признал нарушения в ходе первого процесса над экс-руководителем ЮКОСа и оштрафовал Россию на 35 тысяч долларов, сообщается в пресс-релизе суда.
Судьи посчитали, что российские власти нарушали права М.Ходорковского при содержании бывшего олигарха в СИЗО, а также во время самого судебного процесса.
Накануне стало известно, что бывший руководитель НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский и экс-глава МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев подали ходатайства об условно-досрочном освобождении. "Прошу рассмотреть вопрос о моем условно-досрочном освобождении. Вмененные мне статьи предусматривают такую возможность после отбытия половины срока. Из назначенных 13 лет я отбыл более 7,5. Свою вину я не признаю, поскольку продолжаю оспаривать вынесенное судебное решение в ЕСПЧ и ВС РФ. Ущерб, обоснованность которого я также оспариваю, погашаю в меру возможностей зарабатывать, предоставляемых мне по месту отбывания наказания", - отметил М.Ходорковский в своем заявлении.
Московский городской суд 24 мая снизил срок заключения М.Ходорковскому и П.Лебедеву по второму уголовному делу с 14 до 13 лет. Приговор по второму делу М.Ходорковскому и П.Лебедеву вступил в законную силу. Сами обвиняемые и их адвокаты, выступая в суде, говорили о незаконности их уголовного преследования и вынесенного приговора, а также о давлении на суд со стороны, в частности, премьер-министра Владимира Путина, заявившего в связи с делом Ходорковского, что "вор должен сидеть в тюрьме", незадолго до вынесения приговора по второму делу бизнесмена.