Аркадий Бабченко рассказал подробности своего «убийства»
Журналист Аркадий Бабченко, «воскресший» после того, как 29 мая было объявлено о его убийстве в Киеве, признался, что не сразу поверил сотрудникам Службы безопасности Украины, сообщившим о подготовке на него покушения и предложившим инсценировать смерть.
«Я не сразу поверил. Все-таки приходят какие-то люди и говорят: «Чувак, тебя хотят грохнуть». Конечно, ты испытываешь недоверие, что за люди, почему за люди... Конечно, у меня были всякие мысли. Письма от Путина с печатью «Приказываю убить Аркадия Бабченко» мне никто не принес. Естественно, будешь сомневаться. Но когда я увидел, что люди работают, сколько человек в этом задействовано... В конце концов, я начал им доверять», — рассказал Бабченко в ходе прошедшей в Киеве пресс-конференции, трансляцию которой вело «Громадское телевидение».
По словам журналиста, даже поверив, он не сразу решился принять участие в спецоперации, первой была мысль о том, что нужно все бросить и «уехать на Северный полюс, в Антарктиду, в Австралию», туда, где точно не достанут.
«Но, в конце концов, стало понятно, какой выбор. Ну куда бежать? Вон Скрипаль сбежал в Англию, были они там вообще под охраной, насколько я понимаю, и то достали. Лучше вскрыть все это дело. И, вы знаете, захотелось, чтобы эти люди были взяты и было доказательство все-таки. В общем, я дал свое согласие», — пояснил Бабченко.
По его словам, о проведении спецоперации сообщили только самым близким людям, так как необходимо было предотвратить утечку информации, а саму операцию готовили крайне тщательно.
«Я их спросил: «Пацаны, ну мы же мне для достоверности ляжку не будем простреливать?» Они на меня посмотрели вообще как на конченого идиота и сказали: «Ну ты дебил что ли? Вообще больной», — рассказал Бабченко на брифинге. По его словам, после этого самым тяжелым было ждать, работать «живцом» и постоянно чувствовать себя мишенью.
«Подготовка шла долго, месяц. Когда решили, что делаем в этот день, пришел гример. Мы тренировались падать. Меня загримировали. Кровь была натуральная. Все было по-настоящему. Жена позвонила в полицию и скорую помощь. Приехал наряд и врачи, меня положили на носилки, спустили в карету [скорой помощи]. Легенда была, что я еще живой. Мы отъехали, потом я «умер». Скорая сообщила о факте моей смерти. После этого меня отвезли в морг. Пока ворота не закрылись, в морге я изображал мертвого», — рассказал журналист в интервью Би-би-си.
Отвечая на вопрос о том, не было ли ему страшно, что все закончится настоящей смертью, Бабченко признался, что боялся до последнего момента и перестал бояться только в морге.
«В морге завели в комнату санитара, там я воскрес, снял футболку и умылся. Включил телевизор и сел смотреть новости о моем «убийстве». После этого меня отвезли в безопасное место. Закончилось все только в пять утра», — сообщил журналист.
В настоящее время Бабченко, по его словам, чувствует себя более-менее в безопасности, так как живет в охраняемом месте, где, как пошутил журналист, «авианосец охраны плюс авиазвено и кавалерийский полк». Кроме того, Бабченко полагает, что в ближайшее время организаторам его убийства будет не до него, так как на подготовку нового покушения потребуется время. «Я так понимаю, что месяца два-три у меня, видимо, есть», — сказал журналист.
Он также признал, что у него нет ни доказательств того, что спецслужбы России действительно готовили его убийство, ни доказательств того, что все случившееся не было провокацией СБУ.
«Можно ли допустить версию, что вот это все — провокация СБУ? Можно. Почему нельзя. Давайте допустим версию, что в воюющей стране оперативники, сотрудники «Альфы», начальник службы безопасности страны, президент страны — все они сидят и думают: «Нам вот делать нечего, а давайте Бабченко в нос свиной кровью насуваем и отвезем его в море». Можно допустить такую версию? Ну можно. Любую версию можно допустить. Но, на мой взгляд, более логичной кажется версия, что оно есть так, как оно есть», — заявил Бабченко.
Он также высказал предположение, что его убийство было необходимо спецслужбам России только «для шумихи», для того чтобы расшатать ситуацию, так как сам он «мелкая сошка» и давно уже не занимается никакими расследованиями.
«Я давно уже не пишу ни про каких ЧВК, ни про каких генералов, ни про воровство денег, потому что мне с этой страной все понятно и меня она уже не интересует. Я сейчас фельетонист, то, что я сейчас пишу, называется по большому счету фельетонами», — сказал он. Из этого можно сделать вывод, что мотивом покушения является «моя гражданская позиция, моя общественная деятельность», добавил Бабченко.
В ближайшие два-три дня журналист, по его словам, намерен выспаться и отдохнуть. В завершение пресс-конференции Бабченко признался, что ненавидит Путина, так как, по его мнению, «этот человек ответственен в нескольких войнах».
О том, что «убийство» Бабченко было инсценировано спецслужбами Украины, чтобы предотвратить реальное преступление и поймать его организаторов, заявил 30 мая глава СБУ Василь Грицак. В ходе его брифинга журналиста, который, как до того сообщалось, был убит в Киеве 29 мая, показали живым и здоровым. По словам Грицака, за организацией убийства Бабченко стояли российские спецслужбы.