Банкам с госучастием хотят заблокировать счета. Как отреагируют облигации
В Конгрессе США обсудят возможность заморозки счетов и активов российских банков с госучастием в Соединенных Штатах. Новые санкции могут затронуть Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. В таком случае под удар попадут облигации этих банков.
Доходность этих бумаг может вырасти вслед за ростом доходности государственного долга, ОФЗ. Тем не менее, риск массовых распродаж облигаций Сбербанка, ВТБ и Газпроомбанка невелик — и сейчас и в ближайшем будущем, убежден портфельный управляющий «Райффайзен Капитал» Константин Артемов.
Аналитики, опрошенные РБК Quote, отказались рекомендовать инвесторам продавать облигации российских госбанков прямо сейчас. Дальнейшие конкретные действия будут зависеть от того, как санкционный законопроект будет продвигаться в Конгрессе.
Реальна ли угроза?
Вероятность введения запрета расчетов в долларах для всех государственных банков России заметно ниже 100%, предупреждают аналитики. Сам текст законопроекта — это утечка, он еще не опубликован на сайте Конгресса. Кроме того, на следующей сессии документ будет конкурировать с другим законопроектом, принятие которого инициировал Дональд Трамп — о введении новых санкций против России за дело об отравлении отца и дочери Скрипалей.
Жесткость первоначальных формулировок, как показывает уже имеющаяся практика, обычно смягчается. «Пока преждевременно рассуждать о глубине возможных последствий, поскольку текст законопроекта еще может существенно измениться в ходе рассмотрения (которое начнется не раньше осени), если и вообще будет принят», — считает аналитик «Велес Капитала» Ольга Николаева.
Согласно доступному тексту законопроекта, санкции могут быть введены против одного или более банков из списка, который содержит семь позиций — Внешэкономбанк (он упомянут в списке два раза — что еще раз подтверждает, что это черновик), Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Промсвязьбанк, а также ВТБ и Банк Москвы.
По мнению Кирилла Тремасова, директора аналитического департамента компании «Локо-Инвест», даже если этот проект дойдет до принятия в неизменном виде, президент США может выполнить закон, наложив санкции лишь на один банк из приведенного списка. По его мнению, наиболее вероятный кандидат — это Промсвязьбанк, который сфокусировали на обслуживание оборонной промышленности. Он уже готов к санкциям, полагает Тремасов.
Как среагировал рынок?
Руслан Ситдеков, начальник отдела инструментов с фиксированной доходностью «Открытие Брокер», констатирует, что заметной реакции на эту информацию на рынке рублевых банковских облигаций 8 августа не было. По его мнению, так произошло из-за недостаточной ликвидности долгового рынка в сегменте корпоративных элементов. В этом сегменте объемы покупок и продаж заметно ниже, чем на рынке облигация федерального займа (ОФЗ).
Розничных покупателей, заинтересованных в приобретении облигаций Сбербанка, Газпромбанка и ВТБ, слишком мало, а именно они остро реагируют на подобную информацию. «Цена заявок на продажу облигаций снизилась на 1-2%, но этим пока все и закончилось, панических распродаж не произошло» — констатирует Ситдеков.
«На текущий момент локальные облигации корпоративных эмитентов (включая облигации госбанков) пока не демонстрируют ярко выраженного отклика», — поддержала коллегу Ольга Николаева.
Реакция на рынке номинированных в валюте евробондов российских госбанков оказалась более нервной. «Колебания котировок несколько выше, но в целом пока также не попадает под определение «масштабной распродажи» и сопоставима с общим движением рынка» — описывают ситуацию в «Велес Капитале».
Руслан Ситдеков считает, что распродажи действительно шли — в частности, по облигациям Сбербанка, ВТБ, ВЭБа: «Наибольшие распродажи идут в субординированных выпусках (это выпуски облигаций с повышенной доходностью и рисками, выплаты по которым в случае банкротства эмитента идут в последнюю очередь)».
Доходности в среднем растут на 30-60 базисных пунктов вслед за ростом доходности гособлигаций, утверждает представитель «Открытие Брокер». Если риски продолжат расти, то распродажам будут, в первую очередь, подвержены номинированные в валюте облигации, а не локальные, где отсутствует значительная доля нерезидентов, заключил Ситдеков.