26 сен 2018, 18:10

Сбербанк запустит мобильного оператора. Можно ли на этом заработать

Наличие собственного оператора поддержит лояльность клиентов, считают аналитики. На финансовые показатели это не повлияет, так как это очень незначительный объем бизнеса в масштабах банка
Читать в полной версии
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Сбербанк запустит в Москве и других регионах центральной России собственного сотового оператора под брендом «СберМобайл». Проект будет работать по модели виртуального оператора мобильной связи (MVNO): Сбербанк будет оказывать услуги под собственным брендом, но на сетях существующего оператора.

Сейчас Сбербанк договорился об использовании инфраструктуры «Т2 РТК Холдинга», который развивает торговую марку Tele2. В дальнейшем банк рассчитывает договориться о сотрудничестве с другими сотовыми операторами.

Проект будет считаться «умеренно успешным», если в течение двух трех-лет число абонентов достигнет нескольких миллионов, заявил первый зампредседателя правления банка Лев Хасис.

О планах Сбербанка по созданию виртуального оператора связи стало известно в апреле 2016 года. Источники РБК на рынке телекоммуникаций утверждали, что целевая аудитория — клиенты банка: для них должны были разработать специальные тарифы, не привязанные к действующим тарифам оператора-партнера. На тот момент аналитики высоко оценивали перспективы будущего оператора, отмечая, что его преимуществом станет масштабная сеть отделений, имеющихся у Сбербанка, через которые можно распространять сим-карты.

Аналитики позитивно оценили новость

Запуск мобильного оператора — ожидаемое событие, говорят аналитики, опрошенные РБК Quote. Сбербанк запустил его в тестовом режиме больше года назад.

Проект Сбербанка можно расценивать как новое направление и очередной шаг к улучшению клиентского сервиса, считает аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. Запуск мобильных операторов не только позволяет банкам экономить на рассылке смс-уведомлений своим клиентам, но и объединять телефонный счет с банковским. Таким образом, клиент получает возможность оплачивать покупки со счета телефона.

В текущем виде это скорее всего нишевый продукт для поддержания лояльности клиентской базы, убеждена старший аналитик BCS Global Markets Мария Суханова. «У самого Сбербанка разумные планы на этот счет — 3 млн абонентов через три года. Это 1% абонентской базы в России», — говорит Суханова.

Миллиарды выручки и инвестиций

Сбербанк не указывает размер инвестиций в разработку оператора. «Тинькофф Банк», который тоже внедрил виртуального оператора связи на базе «Теле2», оценивал инвестиции в его создание и работу в размере 1 млрд руб. в течение трех лет. С точки зрения Сосновой, вложения Сбербанка могут быть сопоставимы с этой цифрой.

Оплата покупок со счета телефона — очень удобный сервис, он может оказаться востребованным. Беда в том, что россияне погружаются в новые технологии довольно медленно, поэтому освоение сервиса может занять продолжительное время, прогнозируют в "Фридом Финанс". Из-за этого не до конца ясны сроки окупаемости проекта, заключила Соснова. По ее мнению, новое направление может принести Сбербанку дополнительные 3-5 млрд руб. — такой прирост сложно назвать высоким.

Влияния на финансовые показатели не ожидается, так как это очень незначительный объем бизнеса в масштабах банка, считает Мария Суханова из BCS Global Markets.

Аналитик инвестиционной компании «Финам» Леонид Делицын добавляет, что пока абонентская база оператора Сбербанка не достигнет хотя бы 5 млн человек, его финансовые показатели будет трудно увидеть в совокупных финансовых показателях компании. Одна лишь чистая прибыль Сбербанка по МФСО в 2017 году составила 674 млрд руб. (это полторы выручки крупнейшего отечественного телеком-оператора) и продолжает расти.

Аналитики традиционно рекомендуют покупать бумаги банка. Сейчас акции Сбербанка торгуются ниже 200 руб. за штуку.

Читайте также