31 янв 2019, 12:31

Tesla сократила убыток в два раза. За год компания потеряла $1 млрд

Квартальная прибыль производителя электромобилей оказалась заметно ниже прогнозов аналитиков. Инвесторов также расстроила новость об уходе финансового директора. Акции компании упали почти на 5%
Читать в полной версии
Фото: пользователя Jenny Cestnik с сайта flickr.com

В 2018 году автопроизводитель Tesla получил убыток $976,1 млн, то есть почти $1 млрд, сказано в финансовой отчетности компании. По сравнению с предыдущим годом это значительное улучшение: в 2017 года убыток был вдвое больше текущего.

В заключительном квартале 2018 года Tesla смогла зафиксировать прибыль. Она оказалась ниже прогнозов аналитиков, что вызвало негативную реакцию участников рынка. Не понравилось инвесторам и известие об уходе финансового директора компании. После закрытия биржевых торгов акции Tesla обвалились на 4,78%,

Что показали результаты

В среду компания Илона Маска сообщила о том, что в четвертом квартале 2018 года смогла получить прибыль в $139,5 млн против убытка $675,4 млн в аналогичном периоде предыдущего года. Однако по сравнению с ожиданиями аналитиков чистая прибыль оказалась ниже на 24,44%.

Снизилась прибыль и по сравнению с предыдущим кварталом, когда показатель достиг $311,5 млн. Прибыль на акцию составила $0,78 против -$4,01 годом ранее. Консенсус Refinitiv ожидал роста до $1,05 за акцию.

Не дотянула до ожиданий скорректированная чистая прибыль. В минувшем квартале она выросла до $344,8 млн против убытка $513,05 млн в 2017 году, но оказалась на 4,58% ниже прогноза Refinitiv. Соответствующая прибыль на акцию составила $1,93 против -$3,04 годом ранее. Это на 12,2% ниже ожиданий аналитиков.

Как Tesla выбирается из кризиса

Эксперты отмечают, что результаты Tesla не настолько плохи, как опасались участники рынка. «Отчетность показала смешанную картину, — процитировал CNBC аналитика исследовательской компании CFRA Гаррета Нельсона. — Tesla сгенерировала сильный  FCF, который может ослабить беспокойство, связанное с балансом компании. По нашему мнению, это самый позитивный показатель в этом релизе. Ориентиры по продажам автомобилей на 2019 год несколько не дотянули до ожиданий, однако это отнюдь не конец света, ожидавшийся в условиях снижения федеральной налоговой льготы для покупателей».

В конце 2018 года истек срок государственных налоговых субсидий на электромобили. В зависимости от модели приобретаемого автомобиля и индивидуальной налоговой истории каждый покупатель электромобиля мог воспользоваться налоговой льготой на сумму до $7500. С 1 января 2019 года льгота сократился вдвое, до $3750, а с июля — еще в два раза.

За отчетный период свободный денежный поток Tesla вырос до $910 млн против $881 млн в предыдущем квартале. В аналогичном периоде 2017 года был зафиксирован отрицательный FCF в $276,8 млн. Выручка Tesla в минувшем квартале выросла на 119% по сравнению с предыдущим годом, составив $7,23 млрд, что на 2,05% больше прогнозов аналитиков.

Позитивным также является тот факт, что впервые c 2010 года, когда компания начала торговаться на бирже, Tesla получила прибыль два квартала подряд, отмечает CNBC. По всей видимости, глава компании твердо намерен придерживаться обещания, что начиная с третьего квартал 2018 года компания будет приносить прибыль. В пресс-релизе  Илон Маск выразил уверенность, что Tesla сможет и дальше приносить прибыль, так как продолжит наращивать продажи более бюджетного седана Model 3.

Что планирует компания на 2019 год

В Tesla ожидают, что в течение текущего года темпы производства автомобилей в компании продолжат расти. Согласно прогнозу производителя, производство Tesla Model 3 достигнет 7 тыс. машин в неделю, причем к концу года это количество будет выпускаться на устойчивой основе.

В Tesla намереваются продолжить наращивать выручку в 2019 году, предполагая, что поставит покупателям 360-400 тыс. машин, что примерно на 45-65% больше, чем в 2018 году. По словам Илона Маска, рост будет достигнут «даже в случае спада в экономике».

Компания также пообещала достичь обещанных объемов выпуска электромобилей Model 3 в 500 тыс. машин в год между четвертым кварталом 2019 года и четвертым кварталом 2020 года.

Почему аналитики не верят Маску

Аналитики не столь позитивны в отношении перспектив Tesla. «Ситуация не будет улучшаться для Tesla в США такими же темпами, как в конце 2018 года, — уверена исполнительный директор в аналитическом агентстве Edmunds Джессика Колдуэлл. — Разворот динамики прибыли, творческое решение трудностей производства и запуск Model 3 в массы — это значительные вехи на пути компании. Однако сохранить этот импульс будет практически невозможно».

Ранее руководство Tesla предупредило о снижении прибыли в первом квартале 2019 года, а также объявило о сокращении 7%, или примерно 3,4 тысячи постоянных работников, в рамках стратегии по уменьшению издержек в ходе серийного производства Tesla Model 3. Это вызвало новую волну беспокойства в отношении спроса и маржи компании.

Кроме того, компания завершила скидочную программу, по которой Tesla предоставляла скидки для друзей покупателей. В своем твиттере Илон Маск предположил, что это негативно повлияет на маржу.

Аналитики Barclays Capital ожидают, что в ближайшие 12 месяцев акции Tesla упадут на 29%, до $210, и рекомендуют продавать бумаги. Консенсус Refinitiv считает, что акции вырастут на 7,15%, до $330,86. Аналитики, участвующие в консенсусе, советуют держать бумаги Tesla.

Из Tesla уходит старожил

Во время телефонной конференции по итогам минувшего квартала глава Tesla сообщил, что финансовый директор компании Дипак Ахуджа покинет свой пост. Эта новость не слишком понравилась инвесторам, что способствовало дальнейшему снижению котировок.

Дипак работал в Tesla в общей сложности 11 лет. В первый раз он ушел из компании в 2015 году, однако затем вернулся, чтобы помочь автопроизводителю пережить сложный период запуска Model 3 и ухода из компании ряда топ-менеджеров, рассказал The Wall Street Journal.

Дипак Ахуджа продолжит работать еще несколько месяцев, после чего, возможно, станет старшим советником компании. Его место займет Закари Кирхорн, который ранее являлся вице-президентом Tesla по финансовым вопросам.

Читайте также