21 мая 2019, 13:56

В Uber сравнили свой выход на биржу с IPO Google и Facebook. Ох, зря

Аналитики и бизнес-издания называют динамику акций Uber после IPO провалом и катастрофой. Примерно то же самое говорили после выхода на биржу Facebook и Google. Справедливо ли такое сравнение?
Читать в полной версии
Фото: Uber

Американский стартап Uber вышел на IPO 9 мая. Динамика акций технологической компании на свободном рынке вызвала полярные мнения в биржевой среде.

Некоторые эксперты назвали выход Uber на биржу неудачным, а ожидания завышенными. Другие заявили, что компания успешно справилась с задачей, особенно на фоне конкурента Lyft, геополитической обстановки и нежелания инвесторов вкладывать деньги в рисковые активы.

Обозреватель американского издания Crunchbase Алекс Вильгельм считает, что сравнивать IPO Uber с IPO Alphabet и Facebook неправильно. От такого сравнения не удержался генеральный директор Uber Дара Хосровшахи в письме к сотрудникам после выхода на биржу.

На первичном размещении акции Uber оценивались в $45, а сама компания — в $82 млрд. О первоначальной оценке в $120 млрд, которую оптимистично давали банки, не было и речи. Тем не менее Uber все же занял третье место по капитализации на момент IPO среди технологических и интернет-компаний.

В первый день котировки Uber обвалились на 20%. После этого акции сервиса начали медленно подниматься, но к первоначальной озвученной стоимости в $45 еще не вернулись.

А как проводили свои первые недели другие члены первой десятки рейтинга?

Lyft ставит подножку Uber

Как правило, IPO Uber в первую очередь сравнивают с IPO Lyft. Это компании, основным бизнесом которых являются услуги такси и которые конкурируют за долю одного рынка. Выход Lyft на биржу стал первым из серии размещений стартапов в 2019 году, который уже называют новым бумом технологических компаний.

Акции Lyft на IPO оценили на 60% выше, чем акции Uber, — в $72 за штуку. Капитализация стартапа в тот момент достигла $24,3 млрд. Для сравнения, у Alphabet — материнской компании Google — капитализация на момент IPO была на $300 млн меньше. Lyft гордо заняла третье место в рейтинге капитализаций технологических стартапов на момент первичного выхода на биржу, но потом громко провалилась. За десять дней акции потеряли почти треть своей стоимости.

Рынок засомневался, что Lyft способна стать прибыльной и что сегмент услуг такси настолько велик, насколько его представляют подобные сервисы. Отчасти эти сомнения перекинулись и на Uber.

Как Alphabet оказала услугу Facebook

В 2004 году Alphabet, которую Lyft обогнала по размеру капитализации в ходе первичного размещения, тоже неудачно вышла на биржу. Тогда это IPO каждому представлялось провалом. Компании пришлось снизить первоначальную цену в $108–135 за акцию до $85. IPO привлекло скромные $1,9 млрд. У этой неудачи были три ключевые причины.

Во-первых, руководство Alphabet отказалось во время презентаций отвечать на некоторые вопросы инвесторов. Это вызвало сомнения игроков и отбило первичный энтузиазм.

Фото: Paweł Czerwiński / unsplash.com

Во-вторых, компания проводила IPO по системе аукциона. В теории такой способ позволят нащупать самую высокую объективную стоимость бумаг. Однако его стараются избегать банки, проводящие IPO, потому что он не позволяет им предлагать своим клиентам акции с большой скидкой.

Из-за этого банки Morgan Stanley и Credit Suisse, которые проводили размещение Alphabet, рекомендовали инвесторам подавать заявки на акции по цене $85. Таких оказалось большинство, и Alphabet пришлось сбрасывать цену и терять деньги.

В-третьих, компании просто не повезло. Как раз в то время акции Yahoo! — главного конкурента Google тех лет — заметно снижались. Также падал технологический индекс NASDAQ. Инвесторы это видели и покупать бумаги Google не спешили.

Сегодня Alphabet — компания с капитализацией выше $800 млрд. Как отмечает обозреватель Forbes Джей Риттер, инвесторы быстро сообразили, насколько прибыльным может быть бизнес таргетированной рекламы. Отчасти именно создало условия для громкого IPO Facebook в 2012 году. Но оно тоже не прошло гладко.

Facebook проводит «раздутое» IPO

«Худший выход на биржу за последние несколько лет», «переоцененная компания», «провальное IPO, оставившее плохое впечатление», «хайп больше не помогает продавать» — так говорили о выходе на биржу Facebook в первые дни после размещения акций в мае 2012 года.

Проводившие IPO банки установили стоимость акций на отметке $38 за штуку, а вся компания была оценена в $104 млрд — рекордный уровень для впервые выходящей на биржу компании. Спрос на бумаги у инвесторов был высоким, перед IPO в Facebook даже решили выпустить дополнительные акции.

Люди отчаянно хотели стать владельцем части Facebook. Не в последнюю очередь это происходило потому, что компания представлялась им новым Google, писали в тот момент аналитики банка Wells Fargo, принимавшего участие в IPO. Что же пошло не так?

Для начала, в первый день открытых торгов «сломалась» биржа NASDAQ. Торги сопровождались большим количеством технических неполадок, которые мешали работе трейдеров. Обмен акциями шел медленно.

Когда сессия стартовала, акции Facebook торговались даже выше цены размещения — $45, — но вскоре стоимость начала падать. Выше уровня IPO акции удержались кое-как — в конце дня была зафиксирован плюс в $0,23. В следующие четыре недели акции торговались преимущественно ниже уровня размещения.

Частные инвесторы не до конца верили в рекламную модель и перспективы роста Facebook и сомневались, что социальная сеть адаптирует продажу рекламы для пользователей смартфонов. Сама компания сообщала, что рост количества пользователей и рост выручки замедляются. Оценка в $104 млрд многим начала казаться раздутой. Эти факторы и привели к снижению котировок Facebook.

«Мы понимаем, что люди разочарованы показателями акций. Разочарованы и мы», — говорил Марк Цукерберг на первой встрече с инвесторами после IPO.

Сегодня поводов для такого разочарования у Facebook нет. Стоимость акций компании превышает $180 за штуку, на своем пике в августе 2018 года акции поднимались выше $200. «Раздутая» оценка компании в $104 млрд превратилась в $520 млрд рыночной капитализации.

Могут ли в Uber считать два последних примера поводом для оптимизма?

Ситуации разные. И не в пользу Uber

Главное отличие последнего IPO от ситуаций с Google и Facebook — убыточность Uber, считает автор Crunchabse Алекс Вильгельм. Alphabet к моменту выхода на биржу заработал $423 млн чистой прибыли, чистая прибыль Facebook от операционной деятельности составила $1,7 млрд.

Uber за год до IPO понес убытки в размере $3 млрд. При этом Alphabet и Facebook были моложе, когда выходили на IPO, — первая в возрасте шести лет, вторая в возрасте восьми. Uber существует уже десять лет и так и не научилась приносить прибыль.

У Alphabet и Facebook были свои уникальные причины для плохого старта торговли акциями. Обе компании смогли со временем ответить на вопросы, которые возникали у инвесторов относительно будущего компаний, и тогда котировки начали расти.

Возможно, и Uber сможет со временем переломить ситуацию, начнет зарабатывать, а сама компания подорожает, отмечает Вильгельм. Но даже если это произойдет, никакой связи у выхода Uber на биржу c IPO двух этих компаний не будет.


Читайте также:

А был ли провал? Что произошло с акциями Uber за первую неделю торгов

Читайте также