На этой неделе Slack разместит акции через DPO. Что это такое?
В четверг, 20 июня, компания Slack выйдет на биржу. Разработчик популярного корпоративного мессенджера предпочел не привычное IPO (initial public offering — первичное размещение ценных бумаг), а DPO. Аббревиатура расшифровывается как direct public offering, что в переводе с английского языка означает «прямое размещение ценных бумаг».
К такому способу привлечения капитала крупные компании прибегают редко. Что же представляет из себя DPO?
IPO и DPO: в чем разница
Когда крупная компания готовится провести IPO, она обращается к банкам, которые готовы выступить в качестве гаранта продажи ее акций. Как правило, это инвестиционные банки, например Goldman Sachs, Citigroup, JPMorgan или Morgan Stanley.
Участвующие в IPO банки называют андеррайтерами. Для них появление новых компаний на бирже — один из основных способов хорошо заработать на комиссии.
Банки-андеррайтеры самостоятельно выкупают акции у выходящей на биржу компании, чтобы потом их перепродать инвесторам и получить комиссию. Это и есть первичное размещение, после которого ценные бумаги оказываются в свободном плавании на бирже.
Для выхода на биржу и привлечения денег компания выпускает новые ценные бумаги, которые потом будут продаваться. Поэтому если продажи идут плохо и стоимость акций падает, размывается весь капитал компании, ведь ценных бумаг стало больше, а привлечь эквивалентное количество средств не удалось.
Здесь и помогают андеррайтеры, которые готовят IPO, проводят анализы, назначают стоимость одной акции и при этом общаются с большим количеством потенциальных инвесторов, пытаясь заручиться их финансовым участием. DPO устроено по-другому.
Экономия и независимость в обмен на риски
В случае с DPO компания не прибегает к услугам банков-андеррайтеров и поэтому не должна делиться с ними деньгами; она не проводит презентации для инвесторов (эти презентации часто называют «роуд-шоу»), задача которых — объяснить, почему ценные бумаги именно этого эмитента выгодно приобретать.
Но главное: при DPO компания не выпускает новые акции. В продажу поступают те ценные бумаги, которыми обладают нынешние акционеры. У таких акций нет стартовой цены, с которой они начинают торговаться. Стоимость определяет рынок.
Для проведения прямого листинга компания должна быть хорошо известна инвесторам, чтобы в ее бизнесе не приходилось разбираться. Slack относится как раз к таким компаниям.
Другой пример DPO — сервис потокового аудио Spotify. Этот стартап провел DPO в прошлом году.
Как прошло размещение акций Spotify
В первый день торгов компанию из Швеции оценили в $26,5 млрд. Акции музыкального сервиса торговались по $149 за штуку. Это было одно из десяти крупнейших технологических размещений по итогам первого дня.
В следующие месяцы акции росли. К январю они достигли отметки в $190. Некоторые эксперты называли такое развитие событий скучным, ведь акциям Spotify после прямого листинга предсказывали постоянные колебания цены, а никак не стабильное движение вверх.
Другие увидели в Spotify пузырь, который рано или поздно лопнет, потому что цена компании слишком завышена. Если оценка Spotify сразу после размещения и была пузырем, то во второй половине 2018 года он действительно лопнул.
За несколько месяцев акции потеряли все накопленное с момента выхода на биржу, а затем опустились еще ниже. Spotify удавалось наращивать выручку, но избавиться от убытков не получалось — пусть даже финансовые потери становились не такими крупными, как прежде.
Сервис активно вкладывал деньги в увеличение числа специалистов и разработку новых технологий, которые могли бы дать ему преимущество перед конкурентами. Вот только тратил Spotify больше, чем зарабатывал.
К концу 2018 года акции стримингового сервиса упали до $113. Но вскоре падение сменилось ростом — подешевевшие ценные бумаги начали активно раскупать. Сегодня бумаги Spotify стоят около $140 — это совсем недалеко от оценки в первые дни после DPO.
С чем Slack выходит на биржу
- Slack Technologies проведет размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE
-
Акции будут продаваться под тикером WORK
-
Ожидаемая оценка компании — $16–17 млрд
-
Выручка в 2018 году составила $400 млн — на 82% выше показателя прошлого года
-
Убыток в 2018 году — $140,7 млн. Годом ранее зарегистрировано $140,1 млн
-
Мессенджер используют свыше 600 тыс. организаций. Из них платным сервисом пользуются 95 тыс. — по сравнению с 2018 годом показатель вырос вдвое
-
575 компаний из числа тех, кто платит за сервис, ежегодно тратят на платные аккаунты сотрудников по $100 тыс. каждая. По сравнению с прошлым годом число выросло на 93%
По данным Комиссии и по ценным бумагам и биржам США и The New York Times