TikTok-инвестиции. Как заработать на мобильных приложениях из Китая
Китайское мобильное приложение, позволяющее записывать и выкладывать короткие музыкальные ролики TikTok, приобрело глобальную популярность в 2018 году. В конце октября прошлого года TikTok обошел Snapchat, YouTube, Instagram и Facebook и стал самым скачиваемым приложением в App Store во всем мире.
Между тем TikTok — не единственное мобильное приложение подобного рода в Китае. Популярностью пользуются и приложения других китайских разработчиков: Likee от Bigo Technology (YY), Oasis от Weibo, ZAO от Momo и многие другие. Аналитики рассказали РБК Quote, на каких разработчиках мобильных приложений в Китае можно заработать.
В чем секрет китайских приложений
«Секрет успеха таких приложений в том, что они быстро выходят за рамки скучных функций «еще одного мессенджера» ради просто обмена сообщениями и новых знакомств», — объяснил популярность китайских сервисов руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.
Пользователи «воспринимают это как увлекательный и вполне доступный способ самореализоваться, показать всем себя и, возможно, стать популярным. Аудитория бесконечно придумывает способы продвинуться все выше в этом соревновании за «лайки» и подписки», рассказал аналитик.
Эти механизмы вытягивают наверх акции компаний — разработчиков подобного рода приложений. Инвестиции в такой бизнес могут оказаться сверхприбыльными поначалу — если вовремя разглядеть потенциал очередного аналога TikTok. Но по мере бурного роста популярности ценные бумаги разработчиков таких приложений будут становиться все более авантюрным вложением денег, предупредил Удилов.
Если встал вопрос о вложении средств в эту сферу, то в первую очередь денежную ставку имеет смысл делать на те компании, которые оказались на слуху сравнительно недавно. Они далеки от пика своей популярности, но в то же время у них есть приемы, облегчающие монетизацию их сервисов, считает эксперт.
YY: караоке, мессенджер и короткие видео
YY принадлежит одноименная социальная сеть, которая предоставляет пользователям возможность общаться в режиме реального времени с использованием голоса, текста и видео. Здесь можно снять обучающее видео, спеть караоке и получить за демонстрацию своих умений виртуальную валюту сети. Наиболее популярные блогеры зарабатывают на этой платформе тысячи долларов ежемесячного дохода.
YY запустили в 2005 году. Пользоваться соцсетью можно бесплатно. Компания получает деньги от базового контингента пользователей за счет дополнительных платных услуг и размещения рекламы.
В начале марта текущего года YY приобрела сингапурский стартап Bigo — еще одну социальную сеть. Вместе с ней компании досталась популярное мобильное приложение Likee и видеомессенджер Imo.
Likee было разработано Bigo Technology и выпущено в свет в августе 2017 года. Его пользователи могут снимать короткие видео, редактировать их и размещать в одноименном сообществе, оставлять комментарии и обмениваться личными сообщениями. Новое приложение почти сразу после выпуска стали называть аналогом TikTok.
По оценке YY, по итогам второго квартала 2019 года ежемесячная аудитория Likee составила 80,7 млн пользователей. Это на 370% выше показателей за аналогичный период 2018-го.
Ежемесячная аудитория мессенджера Imo во всем мире достигла 211 млн человек. Функция видеосвязи в Imo позволяет общаться с собеседниками, используя камеру и микрофон, все звонки в мессенджере полностью бесплатны.
YY — самая зрелая компания из всех сравниваемых в этой статье, обратила внимание команда аналитиков Exante. У социальной сети 400 млн пользователей. Она зарабатывает миллиардные прибыли, которые росли из года в год. Выручка компании за два года — с 2016-го по 2018-й — подскочила почти вдвое.
Параллельно выросли акции YY. В начале 2018 года они достигли исторического максимума в $140,39 за акцию. Однако с тех пор котировки неуклонно стремились вниз, отражая снижение квартальных показателей. К настоящему моменту акции YY подешевели более чем вдвое, до $57,74 за штуку.
«Глядя на график акций этой компании, есть стойкое ощущение, что после пиков популярности 2014 и 2018 годов капитализация YY неуклонно сдувается. Даже после падения их акций более чем вдвое покупатели не готовы вкладываться в эти бумаги», — обрисовал текущую ситуацию Евгений Удилов из «Феникса».
Если в первом квартале 2019 года чистая прибыль YY составила ¥3,1 млрд, то во втором квартале она упала до ¥42,1 млн. Хуже дела идут в бизнесе потокового вещания, который все медленнее наращивает прибыль. Компания также несет большие расходы на маркетинг. По мнению эксперта Международного финансового центра Гайдара Гасанова, это связано со стремлением руководства YY привлечь больше пользователей в приложения Likee и Imo.
Основной стратегической целью компании в предстоящие кварталы, вероятно, будет увеличение числа иностранных пользователей и монетизация через дочернюю компанию Bigo, считает Гасанов. Чтобы монетизировать Imo, компания планирует встроить в мессенджер короткие видеоролики, игры и потоковое вещание.
Большая база пользователей и растущая монетизация Imo должны проложить путь к сильному росту продаж, считает аналитик. Компания надеется достичь уровня безубыточности для Bigo и ее зарубежных операций к концу 2020 года. «Насколько успешно ей удастся это сделать, ответить сложно. В этой связи акции компании могут продолжить снижение до $53,8 за бумагу в среднесрочной перспективе», — спрогнозировал Гасанов.
Пессимистичнее оценивает перспективы YY Евгений Удилов: «Фундаментальной проблемой здесь является не только время, но и тренд падения доходов YY. Если YY не выдаст некое совершенно новое приложение-сюрприз, то, пожалуй, лучше поискать более свежие проекты в том же духе, но реализованные совсем новыми компаниями и относительно недавно».
Прямо сейчас у YY низкий коэффициент мультипликатора P/E (6,96). Это указывает, что компания недооценена рынком. Из-за этого акции все же могут пойти в рост, предположили в Exante.
Weibo: твиттер и инстаграм для китайцев
Сеть микроблогов Weibo часто называют «китайским твиттером», хотя на деле это некий симбиоз функционала Twitter с Facebook. Название Weibo переводится как «микроблог». Weibo был разработан китайской компанией Sina Corp, известной своими интернет-сервисами. Рекламодателям Weibo предлагает продвижение брендов, продукции и услуг.
Weibo существует с 14 августа 2009 года. Социальная сеть быстро набрала популярность: сейчас ею пользуются более 300 млн человек по всему миру. Ежедневно на Weibo публикуется более 100 млн сообщений.
Второго сентября текущего года компания выпустила в свет новую социальную медиаплатформу Oasis для смартфонов. Приложение представляет собой гибрид Instagram и китайской популярной платформы социальных сетей Xiaohongshu. Пользователи могут находить информацию по интересам — мода, еда, путешествия и красота, а также редактировать и обмениваться фотографиями и видео.
На данном этапе Oasis не поддерживает торговлю онлайн, однако имеет функции, аналогичные Xiaohongshu. Между тем бизнес Xiaohongshu построен на электронной торговле. Поэтому ожидается, что позднее торговые возможности приложения будут активированы. Сейчас Oasis находится в режиме тестирования: воспользоваться им могут только те пользователи, которые получили код-приглашение.
По мнению опрошенных Quote аналитиков, Oasis поможет Weibo конкурировать с Xiaohongshu, которая в последние несколько месяцев подвергалась критике за сомнительное содержание. Xiaohongshu, также известная как RED на зарубежных рынках, в июле была удалена из крупных китайских магазинов приложений для Android, а в августе — и из китайского магазина приложений Apple.
В плане финансов Weibo переживает не лучшие времена. В течение года темпы роста квартальной выручки и прибыли в компании снижались. Только во втором квартале 2019 года компания потеряла в прибыли около 30%. Этому способствовало замедление китайской экономики, которое побудило местный бизнес уменьшить затраты на рекламу.
Это сильно ударило по Weibo, который зарабатывает в основном за счет рекламы, размещаемой на платформе. Продажи по направлению «Реклама и маркетинг» достигают 85% от совокупных доходов компании.
За доходы от рекламы Weibo соперничает с платформой WeChat, принадлежащей конкурирующей компании Tencent. В марте текущего года число активных пользователей Tencent достигло 1,1 млрд. В Weibo аналогичный показатель в том же месяце составил 465 млн человек.
Инвесторов обеспокоила эта ситуация. В результате акции компании потеряли 65% по сравнению с пиком роста, зафиксированным в феврале 2018 года.
Впрочем, количество пользователей Weibo продолжает расти. Во втором квартале 2019 года число ежемесячных активных пользователей выросло на 55 млн человек, до 486 млн, а количество ежедневных активных пользователей увеличилось на 21 млн, до 211 млн.
Улучшению этих показателей помогло сотрудничество с производителями мобильных телефонов и популярными мобильными приложениями. Новых пользователей также привлекли продукты, усовершенствованные компанией, рассказал Гайдар Гасанов. По его мнению, уверенный рост пользователей во втором квартале может стать основой для роста продаж, когда улучшатся макроэкономические условия.
Предполагается, что в третьем квартале продажи Weibo вырастут на 6–9%. В этой связи стоит прогнозировать рост акций до $50 в среднесрочной перспективе, считает аналитик.
Роста ценных бумаг Weibo также ожидают в Exante. Коэффициент P/E у Weibo составляет 19,63. Это умеренное значение, считают в компании. В связи с этим в Exante полагают, что акции Weibo к концу 2019 года могут возобновить рост.
Momo: знакомства и нейросети
Название мессенджера Momo в переводе с китайского означает «незнакомый». Клиентское программное обеспечение доступно на Android, iOS и Windows Phone. Компания появилась в июле 2011 года, однако монетизировать свои услуги Momo начала лишь два года спустя. Компания получает доходы за счет абонентской платы за расширенные опции, продажи рекламы, платных смайлов, а также мобильных игр, рассказали в Exante.
Сегодня у Momo более 100 млн клиентов. Сервис относительно недавно вышел на порог рентабельности и теперь интенсивно наращивает прибыль. Если в 2016 году чистая прибыль компании составила $965 млн, то по итогам 2017-го она увеличилась в 2,3 раза, до $2,2 млрд.
Momo смотрится куда живее, чем YY и Weibo, считает Евгений Удилов. Начиная с 2017 года компания бурно развивается, рождая идеи новых приложений.
Тридцатого августа Momo выпустила новое мобильное приложение Zao, которое быстро набрало популярность. Всего за три дня оно стало самой скачиваемой программой в китайском App Store. При помощи Zao пользователи могут превратить себя в кинозвезд, заменив в фильмах, сериалах или видеоиграх лица актеров на свои.
Приложение основано на нейросетях. Пользователю нужно загрузить в приложение один снимок, и через 8–10 секунд он сможет увидеть фрагмент фильма с самим собой в главной роли. Руководство компании и наблюдатели оптимистичны в отношении перспектив приложения.
«Превращение себя в кинозвезд хотя бы на экране смартфона может стать ничуть не менее популярным развлечением, чем караоке, — считает Евгений Удилов. — Но это произойдет, только если приложение будет дополнено хорошо сделанными эффектами, явным элементом соревновательности и четко проявленным планом продвижения и монетизации».
Отдача от Zao еще впереди. Между тем в третьем квартале текущего года продажи компании Momo могут пострадать из-за того, что в течение двух месяцев не работало приложение для онлайн-знакомств Momo Tantan, полагает Гайдар Гасанов. В апреле его убрали из магазинов приложений регулирующие органы Китая из-за обвинений в неподобающей рекламе.
Отсутствие Tantan в магазинах приложений привело к значительному сокращению активных и платных пользователей во втором квартале. Выручка снизилась на 24%. Из-за политики компании этот показатель будет отражен в отчетности только кварталом позднее, пояснил аналитик. Негативное влияние на прибыль Momo также окажет рост затрат на маркетинг.
С начала года акции Momo выросли на 46%. Инвесторы оценили тот факт, что компания надежно защищена от торговых войн, и число активных пользователей продолжает расти хорошими темпами. Во втором квартале общее число активных пользователей Momo в основном приложении выросло на 5%, до 113,5 млн человек, а количество платных пользователей прибавило 2% и достигло 11,8 млн.
«Важность прироста числа пользователей сети очевидна хотя бы на основе того факта, что сейчас доходы компании на 83% формируются за счет сервисов трансляции видео, еще примерно на 8% — за счет платных подписок и лишь чуть более 5% приходится на доходы от прямой рекламы», — рассказал Удилов.
Сейчас акции компании торгуются в пределах $36, потенциал роста на среднесрочную перспективу может составит $40, спрогнозировал Гайдар Гасанов. Если Momo включит в приложение Zao дополнительные функции, котировки смогут обновить пик стоимости лета 2018 года, достигнув $60 за акцию, полагает Евгений Удилов. Хотя с начала года акции значительно выросли, они отыграли лишь половину падения с прошлогодних максимумов, пояснил аналитик.
Вердикт аналитиков: Momo