07 окт 2019, 06:24

Против ветра. Как Азия помогает углю конкурировать с зеленой энергетикой

Развитые экономики активно переходят на возобновляемые источники энергии. Тем не менее использование угля в мире выросло за счет стран Азии. В 2027 году потребление этого ресурса в регионе достигнет пика
Читать в полной версии
(Фото: СУЭК)

В ближайшие восемь лет человек продолжит полагаться на уголь как на базовый источник энергии. К такому выводу пришли эксперты исследовательской компании Wood Mackenzie. Она специализируется на анализе мировой энергетики, добычи полезных ископаемых и возобновляемых видов энергии.

В сентябре Wood Mackenzie опубликовала отчет по рынку энергетического угля, на который обратило внимание CNBC. Из отчета следует, что, несмотря на активное развитие в мире зеленой энергетики и борьбу с выбросами в атмосферу, сжигание угля останется основным способом добывать энергию.

В ближайшие годы использование этого ресурса не только не сократится, но будет расти и своего пика достигнет только в 2027 году, после которого начнется спад, заключили эксперты.

Локомотивом описанного процесса выступят страны Юго-Восточной Азии. В 2018 году энергетические потребности региона составили 1,05 ПВт в час. К 2040 году показатель вырастет до 2,46 ПВт в час, а доля угля в генерации энергии составит 36%, прогнозируют эксперты Wood Mackenzie.

Угольное месторождение в Индонезии, провинция Южный Калимантан. К 2040 году Индонезия и Вьетнам вместе обеспечат 60% всего спроса Юго-Восточной Азии в энергии (Фото: Dominik Vanyi / Unsplash)

Для удовлетворения потребности понадобятся значительные инвестиции — Юго-Восточной Азии придется вкладывать в энергетику $17 млрд ежегодно. В краткосрочной перспективе уголь отнимет большую часть этих средств. Совокупные вложения в солнечную и ветряную энергии выйдут на первое место только к 2034 году.

Главными потребителями энергии в Юго-Восточной Азии станут Индонезия и Вьетнам. Для этих стран характерны стабильное экономическое развитие, демографический рост и активное формирование среднего класса. К 2040 году Индонезия и Вьетнам должны выйти на уровень 1,44 ПВт потребляемой ежедневно энергии — это почти 60% всех потребностей региона к тому времени.

Почему Азии не нужна «чистая» энергия?

Угольная энергетика в последние годы столкнулась с давлением. Уголь замещается газом, вводятся новые стандарты качества воздуха, в поддержку полного отказа от угля ведутся публичные кампании, одновременно дешевеет возобновляемая энергия.

Тем не менее в последние два года запрос на уголь в мире вырос.

Фото: РБК

Тенденция изменилась за счет Юго-Восточной Азии, подтверждает Международное энергетическое агентство.

К странам, в которых уголь все еще пользуется спросом и где потребность в нем растет, эксперты агентства также отнесли Индию и Китай. В Индии тенденция связана с мощным экономическим ростом (7% в 2018 году) и развитием сталелитейной промышленности. Она требует электричества, для выработки которого Индия использует в первую очередь уголь.

Для сравнения, в Европе потребность в угле упала на 2,6% в 2018 году. В этом же году в Германии уголь потерял статус главного источника энергии, уступив позицию возобновляемой энергетике. В стране закрыли последнее месторождение по добыче каменного угля.

Ветряная электростанция. Мёльсхайм, Германия (Фото: Karsten Würth / Unsplash)

Внедрению возобновляемой энергетики в Юго-Восточной Азии мешают несколько факторов. Если вернуться к Индонезии — крупнейшей экономике региона, — то наращивание объемов такой энергетики сдерживается особенностями законодательства и ценами.

Добывать энергию из угля, производство которого в Индонезии поддерживается субсидиями, дешевле и проще, чем из ветра или солнца. Последний фактор можно назвать решающим и для других стран Юго-Восточной Азии, отметили аналитики Moody's. Кроме того, в силу географических особенностей в Индонезии нет развитых сетей электроснабжения.

Крупнейший потребитель энергетического угля — Китай — намерен сократить к 2023 году использование этого ресурса на 3%. Однако Китай продолжит играть важную роль в потреблении энергетического угля, поскольку вкладывает огромные средства в угольные проекты других стран.

В 2018 году исследовательская группа CoalSwarm опубликовала отчет, согласно которому китайские компании строят, владеют или финансируют 16% угольных электростанций за пределами КНР. Эта работа проводится в том числе в рамках программы «Один пояс — один путь».

На втором месте в Азии по инвестициям в энергетический уголь находится Япония, которая в период с 2013 по 2016 год вложила $10 млрд в подобные проекты и готовится вложить еще $9 млрд. Другой глобальный инвестор — Южная Корея. С 2008 года эта страна инвестировала в энергетический уголь $8 млрд.

Фото: РБК

Может ли Россия воспользоваться ростом потребности в угле

Спрос на энергетический уголь в странах Юго-Восточной Азии имеет тенденцию к росту, согласились в Sberbank Investment Research.

«Есть страны, которые будут полагаться на внутренние ресурсы: Индонезия — крупнейший на текущий момент экспортер угля в мире. Есть, наоборот, быстро растущие импортеры, такие как Вьетнам. Еще в 2015 году он импортировал 5 млн тонн, но по итогам этого года объемы импорта могут быть увеличены до 40 млн тонн, — рассказала стратег Сбербанка по операциям на товарно-сырьевых рынках Мария Красникова. — Для российских производителей критически важно присутствовать в регионе и вовремя переориентировать торговые потоки с европейского на азиатское направление».

На рынке экспорта угля Россия занимает третье место в мире после Индонезии и Австралии. По данным Министерства энергетики, в 2018 году Россия поставила 210 млн тонн этого ресурса, а доля страны в международной торговле углем составляет 14%. Выросли поставки и в Азиатско-Тихоокеанский регион, в который в том числе входят страны Юго-Восточной Азии.

Угольная траншея. Разрез Назаровский, Красноярский край (Фото: СУЭК)

В будущем Россия намерена увеличить поставки угля на 50% за счет экспорта в Азию. В то же время расширение экспорта для России ограничивают несколько факторов. Как следует из проекта программы развития угольной промышленности России до 2035 года, основным ограничением является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, которое усугубляется большими расстояниями.

Возможность существенного наращивания российских экспортных поставок угольной продукции, особенно на рынки стран Азии, будет всецело зависеть от устранения инфраструктурных ограничений. Это касается развития портовых мощностей, повышения пропускной способности железнодорожной сети и станций примыкания, увеличения эффективности использования подвижного состава, следует из документа.

Стоит ли инвестору вкладывать в акции угольных компаний

В инвестиционной компании QBF отметили, что на азиатском рынке российский уголь занимает лишь 9%. По прогнозам Минэкономразвития, объем экспорта угля из России к 2030 году может увеличиться до 250,5 млн тонн, а к 2036-му — до 296,5 млн тонн.

Одной из российских компаний, для которых Азиатский регион имеет ключевое значение, в QBF назвали «Распадскую». «Восточное направление является для компании основным направлением поставок, даже более значимым, чем внутренний российский рынок, — отметила аналитик QBF Ксения Лапшина. — Доля экспорта в продажах угольного концентрата составляет 74%, и лишь 26% всего произведенного угля поставляется на российские предприятия.

В общем объеме экспорта, который в первом полугодии 2019 года увеличился на 21% за счет роста поставок в Индию, Китай и Вьетнам и составил 3 млн тонн, 77% приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и оставшиеся 23% — на страны Европы».

Диспетчерский центр, шахта Имени С. М. Кирова (Фото: СУЭК)

Однако увеличение потребления угля в Юго-Восточной Азии может оказать влияние на котировки акций «Распадской» лишь в долгосрочном периоде, считает Лапшина. Если это произойдет, проявляться эффект будет постепенно.

«В большей степени финансовые показатели и, соответственно, динамика акций угольных компаний зависит от мировых цен на уголь, — указала аналитик. — В первом полугодии цены на коксующийся уголь были высокими из-за ограниченного предложения на фоне неблагоприятных погодных условий и материально-технических трудностей в Австралии и наводнениях в шахтах Китая. Стоимость угля даже возросла до $200 за тонну. Однако сейчас уже наблюдается тенденция к снижению цен на фоне исчерпания вышеупомянутых факторов и восстановления поставок.

Не менее важно, что отрасль крайне циклическая. Во время кризиса 2008 года стоимость акций «Распадской» буквально рухнула с 230 руб. до 30 руб. за каких-то полгода. Все ждут скорого наступления кризиса, может быть, в 2020-м или 2021 году. Нельзя исключать, что ситуация с обвалом котировок может повториться. В краткосрочном периоде акции вряд ли обеспечат высокую доходность, тогда как в долгосрочном высоки риски наступления рецессии».

Читайте также