Два года без IPO: какие компании последними выходили на биржу в России
Сеть «Мосгорломбард» решила выйти на биржу в Москве в первом квартале 2021 года. Об этом РБК сообщил представитель компании. В ходе IPO компания намерена привлечь средства для расширения сети и скупки ломбардов в Москве и Подмосковье.
Это по-настоящему громкая новость для российского фондового рынка. Дело в том, что IPO на Московской бирже не проводили с 2017 года. О планах первичного размещения акций на МосБирже за прошедшее время говорили некоторые российские компании (например, авиакомпания «Победа»), но до реальных действий с их стороны дело так и не дошло.
И пока в Нью-Йорке, Лондоне, Сингапуре и на других площадках IPO проходят одно за другим, последними размещениями на Московской бирже остаются выпуски акций Globaltruck, «Обуви России» и «Детского мира». РБК Quote посчитала, сколько эти эмитенты смогли привлечь на IPO и как менялись их котировки за последние два года.
Globaltruck
Последней на сегодняшний день компанией, которая провела первичное размещение акций на МосБирже, стал российский перевозчик Globaltruck. Globaltuck занимается перевозками по России и Европе, в числе его клиентов Metro, IKEA, «Спортмастер», «О`КЕЙ», «Детский мир», «Лента», Unilever, «Протек», MMK и «Сибур».
IPO прошло 3 ноября 2017 года. В ходе размещения компания привлекла капитал на сумму ₽2,57 млрд ($44 млн). В ноябре 2017 года акции Globaltruck оценивались выше ₽130 за штуку, однако на сегодняшний день опустились до ₽57.
Недавним существенным движением в акциях перевозчика стал ноябрьский рост почти на 40%. Он начался после одобрения советом директоров программы обратного выкупа акций на общую сумму до ₽386 млн по цене не выше ₽132 за бумагу (это цена размещения в рамках IPO).
По итогам шести месяцев 2019 года Globaltruk сообщил инвесторам о росте выручки с ₽3,5 млрд годом ранее до ₽4,4 млрд теперь. При этом компания получила убыток в размере ₽2,3 млн.
«Обувь России»
Торговая сеть «Обувь России» провела первичное размещение акций на Московской бирже 20 октября 2017 года. В ходе IPO она привлекла ₽5,9 млрд ($103 млн). Сеть стала первой публичной компанией на российском обувном рынке.
Стоимость акций обувной сети в первый месяц после IPO приближалась к отметке ₽140, однако затем пошла вниз. В ноябре 2019 года ценные бумаги стоят около ₽44.
В конце ноября текущего года «Обувь России» отчиталась перед инвесторами о росте общей выручки на 11,5% и опережении планов по расширению розничной сети — за девять месяцев компания открыла 157 новых магазинов. В планах компании довести рост по итогам года до 200 торговых точек.
«Детский мир»
Первое IPO 2017 года на Московской бирже провела торговая сеть «Детский мир». Она же является единственным из трех последних новичков российского фондового рынка, акции которого сегодня торгуются выше цены размещения.
IPO «Детского мира» состоялось 8 февраля. С помощью выхода на биржу компания привлекла ₽21,1 млрд ($356 млн).
Средняя стоимость бумаг в течение первого месяца торгов составила ₽84, но затем котировки подскочили и к концу 2017-го преодолели отметку в ₽108. После этого наступил спад, но по состоянию на ноябрь 2019 года бумаги «Детского мира» держатся выше ₽90.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Вместо Московской биржи российский бизнес предпочитает проводить IPO за рубежом. Последний пример — финансовый холдинг «Фридом Финанс», разместивший свои акции на Нью-Йоркской площадке NASDAQ. Вот еще несколько примеров компаний, которые решили не связываться с российской фондовой биржей:
HeadHunter и еще 5 российских компаний, которые провели IPO за границей