Инфобомба от CEO и программные сбои: 6 самых провальных IPO XXI века
7 октября состоялось первое за несколько лет IPO на российском рынке: на биржу вышла судоходная компания «Совкомфлот». В первые полтора часа торгов акции упали более чем на 10%. Позднее котировки начали восстанавливаться и спустя три дня после IPO почти достигли цены размещения в ₽105, составив ₽103 на конец дня 9 октября.
Есть немало примеров, когда ценные бумаги крупных и популярных брендов за короткий срок теряли в цене десятки процентов и несли убытки покупателям акций. Именно так случилось со следующими шестью компаниями.
Впервые этот текст был опубликован 9 декабря 2019 года.
Uber: растущие убытки разочаровали инвесторов
Сервис такси Uber вышел на биржу в мае 2019 года. Morgan Stanley и Goldman Sachs, которые готовили Uber к первичному размещению, оценили клиента в $120 млрд. Сама компания проявила осторожность, учитывая опасения инвесторов по поводу растущих убытков компании.
Поэтому Uber вышел на IPO с оценкой $82 млрд, а первоначальная цена акций составила $45. Осторожность оказалась оправданной: в первый же день торгов акции упали на 7,6%, а следующие торги завершились снижением на 11%. С момента IPO они подешевели на 15,8% и по состоянию на 9 октября 2020-го торгуются на уровне $37,85 за бумагу.
Эксперты объясняли слабый спрос на акции значительными убытками Uber. За десять лет существования компания так и не сумела получить прибыль и на IPO вышла с чистым убытком в $1 млрд.
Тем не менее первичное размещение акций Uber стало одним из крупнейших в истории. Компания выручила $8,1 млрд, а ее капитализация составила $76 млрд. По второму показателю на момент IPO она оказалась на третьем месте в США после Alibaba и Facebook, а по объему привлеченных средств — на девятой строчке.
Xiaomi: переоценка и торговая война потащили акции вниз
Производитель смартфонов Xiaomi провел IPO в июле 2018 года. Компания выбрала в качестве площадки для размещения Гонконгскую биржу. Всего она выпустила 2,18 млрд акций, а их первоначальная цена составила 17 гонконгских долларов — то есть порядка $2,17 за штуку.
Инвесторы оценили компанию в $54 млрд, что в Bloomberg назвали значительным достижением. В ходе подготовки торгов в 2017 году предполагалось, что капитализация Xiaomi сможет достичь $100 млрд.
Однако ожидания не оправдались: производитель собрал $4,7 млрд вместо запланированных $10 млрд. В первый день торгов акции Xiaomi выросли до 19 гонконгских долларов ($2,42), но затем устремились вниз и к ноябрю 2019 года упали до 8,4 гонконгских долларов.
Недостаточный интерес инвесторов к акциям Xiaomi, был связан с их изначальной переоценкой, предполагали аналитики. Кроме того, котировкам мешала торговая война между США и Китаем.
Лишь в 2020-м акции перешли в рост и преодолели цену размещения: на 9 октября одна акция Xiaomi стоила 20,95 гонконгских долларов (около $2,7).
Facebook: провал вопреки всем ожиданиям
IPO социальной сети Facebook было самым ожидаемым с 2004 года, когда размещение акций на бирже проводил Google. Однако впоследствии IPO соцсети назвали «худшим выходом на биржу за несколько лет».
Facebook провел первичное размещение акций на бирже NASDAQ 18 мая 2012 года. Тогда социальную сеть оценили в $104 млрд, а первоначальная цена акций составила $38 за бумагу. Организатором IPO стал банк Morgan Stanley. Спрос на бумаги компании был высоким: в банке даже решили увеличить объем размещения — но зря.
В первый день торгов котировки акций Facebook взлетели до $45, однако вскоре развернулись и завершили день всего на $0,23 выше цены размещения. Facebook удалось остаться в плюсе лишь потому, что Morgan Stanley активно скупал акции, чтобы хоть как-то поддержать котировки.
В последующие два дня акции в совокупности подешевели на 20%. Изначальных $38 акции Facebook сумели достичь лишь в августе 2013 года.
Падению акций в первый день торгов также способствовал сбой в системе на бирже. Из-за этого инвесторы в течение нескольких часов не могли понять, исполняются ли их заявки. Кроме того, они исполнялись некорректно — поэтому многие игроки не сумели купить акции по заявленной цене.
Тем не менее, Facebook разместил 421,2 млн акций и привлек $16 млрд. Это сделало IPO компании одним из крупнейших за всю историю биржевой торговли в США. Несмотря на неудачный старт, Facebook сумел успешно распорядиться привлеченными средствами. Сейчас акции соцсети торгуются по цене в семь раз выше, чем в первый день торгов.
BATS Global Markets: полная катастрофа из-за сбоя в системе
Еще одной жертвой сбоя стала американская BATS Global Markets, владеющая несколькими электронными фондовыми биржами и торговыми системами, а также предлагающая финансовые услуги.
В марте 2012 года компания решила провести IPO на собственной торговой площадке. К продаже предлагались 6 млн бумаг по начальной цене $16 за акцию.
В первые же секунды в программном узле определения лучшей стоимости произошел сбой. В результате котировки рухнули до $0,04 за штуку — то есть обесценились в 400 раз. Торги были остановлены, а позже IPO и вовсе отменено. Повторной попытки выйти на биржу компания так и не предприняла.
Omeros: инфобомба от бывшего CEO уничтожила надежды на успех
IPO биотехнологической компании Omeros стало главным провалом 2009 года. В то время Omeros проводила третью фазу испытания препарата для улучшения работы суставов. Руководителям фармацевтической компании необходимы были дополнительные деньги для завершения испытаний.
Omeros вышла на биржу 7 октября 2009 года. В компании надеялись привлечь $80 млн по цене одной акции $10. Однако собранная сумма составила всего $62 млн. Кроме того, из 42 компаний, которые провели IPO в 2009 году, акции Omeros теряли цену самыми быстрыми темпами. В первый день торгов они упали на 3%, а к концу месяца снижение достигло 47%.
Падению акций способствовала новость о том, что прямо перед запланированным IPO бывший генеральный директор Ричард Кляйн обвинил компанию в фальсификациях для получения грантов Национального института здравоохранения (NIH) США.
Спустя почти ровно 11 лет бумаги Omeros торгуются всего на $0,94 выше цены IPO.
Vonage: технические неполадки испортили IPO и привели к суду
В 2006 году компания интернет-телефонии Vonage управляла более чем половиной североамериканского рынка голосовой связи. Однако бизнес оказался неприбыльным. Из-за высоких затрат компания за пять лет потеряла $310 млн. К 2006 году доминированию Vonage начали угрожать конкуренты, вышедшие на рынок с аналогичными услугами.
Чтобы собрать деньги на развитие в сложных условиях, компания вышла на IPO в мае 2006 года. Она выпустила акции по $17 за бумагу, надеясь выручить $531 млн. Однако руководство Vonage провело IPO необычным образом: предложило 13,5% акций, выпущенных для IPO, напрямую своим клиентам.
Для этого организаторы размещения создали специальный сайт, чтобы клиенты могли покупать акции онлайн. По иронии судьбы, технологическая компания была уничтожена техническими неполадками. Из-за сбоя в работе сайта клиентам поступало сообщение, что покупка и оплата не прошли.
В результате акции компании подешевели на 30% только за первую неделю торгов. А через несколько дней клиентам сообщили, что их запрос на покупку был успешен, но они должны ее оплатить. Разгневанные инвесторы подали в суд на организаторов IPO и компанию.
С тех пор прошло больше 14 лет, а котировки Vonage так и не достигли цены размещения: на торгах 9 октября 2020 года за одну бумагу давали $10,56.
В сервисе «РБК Инвестиции» можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.