Публикация скандальной переписки сотрудников Boeing не удивила инвесторов
Акции Boeing снижаются на 0,27%, до $335,4 на 17:53 мск, свидетельствуют данные Нью-Йоркской фондовой биржи. Ранее были опубликованы более 100 сообщений работников Boeing, которые содержали резкую критику компании.
Что было в переписке?
В одном из сообщений от 8 февраля 2018 года — за восемь месяцев до первого крушения 737 MАХ — один из пилотов самолета, находящегося в воздухе, спрашивает другого: «Ты бы посадил свою семью на самолет, обученный на тренажере MAX? Я бы не стал». В ответ звучит: «Нет».
В другом, отправленном в мае 2018 года, сотрудник Boeing написал: «Бог все еще не простил меня за сокрытие информации, которое я сделал в прошлом году». О чем именно шла речь, не уточняется.
Из переписки сотрудников также следует, что компания Boeing пыталась избежать обучения пилотов на тренажере 737 MAX, поскольку это дорогостоящий и трудоемкий процесс. Там считали, что компьютерного обучения для полетов на 737 MАХ было достаточно, так как эта модель схожа с предшествующей — 737 NG.
Менеджмент авиастроительного гиганта заявил, что переписка отдельных сотрудников «не отражает компанию, каковой она является и должна быть». «Эти сообщения абсолютно неприемлемы», — говорится в заявлении.
Что думают эксперты?
«Судя по опубликованной корпоративной переписке, Boeing, используя связи, лоббировал более мягкие требования к сертификации лайнера и переподготовке пилотов», — говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
Эксперт считает, что расследование фактов, упоминающихся в этой переписке, может значительно повлиять на сроки повторной выдачи разрешения на полеты 737 MAX. «Эта ситуация может повлечь новые иски со стороны заказчиков. Если судебные тяжбы от заказчиков, не имеющих информации о конкретных сроках возобновления поставок, станут массовыми, Boeing будет вынужден прибегать к крупным заимствованиям для выплаты компенсаций. К примеру, в 2012 году авиаконцерн заплатил Индии более $500 млн за задержку 27 самолетов Dreamliner», — отмечает Миронюк.
По подсчетам Wall Street Journal, в производстве самолетов 737 MAX участвуют около 600 компаний без учета субподрядчиков. Приостановка долгосрочных заказов грозит исками и со стороны партнеров.
Что будет с акциями Boeing?
Аналитики с Уолл-стрит оценивают годовой потенциал роста акций Boeing в среднем на 5% — до $354,15. Из 23 отраслевых экспертов, опрошенных Refinitiv, семеро рекомендуют покупать бумаги, 13 — держать, еще трое советуют продавать. Но данный консенсус не учитывает последнего события, которое, возможно, приведет к переоценке компании.
Негативный информационный фон для Boeing усугубляется еще и авиакатастрофой в Иране, хотя она не связана с недостатками авиалайнера, говорит Миронюк. По его мнению, цена на акции Boeing может снизиться до уровня $320.
В то же время ведущий аналитик QBF Олег Богданов считает, что потенциал снижения капитализации Boeing ограничен. «Акции компании с максимальных значений в прошлом году потеряли 20%. Думаю, инвесторы уже заложили все возможные неприятности, связанные с самолетом MAX», — подводит итог эксперт.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.