Год после обвала WTI: как спекулянты хранят миллионы баррелей нефти
Впервые этот материал был опубликован 21 апреля 2020 года — на следующий день после того, как нефть марки WTI обвалилась ниже нуля. Не в последнюю очередь котировки рухнули из-за заполненности нефтехранилищ в американском городе Кушинг. И хотя за год некоторые цифры в этом тексте изменились, мы решили опубликовать его повторно — чтобы еще раз рассказать об этом важном для нефтяной торговли месте.
В понедельник, 20 апреля, цены на американскую нефть сорта WTI рекордно обвалились. Сначала котировки упали до нуля, а затем опустились до минус $40 за баррель. Впервые в истории на нефтяном рынке возникла ситуация, когда продавцы нефти готовы доплачивать покупателям за ее покупку.
Если рассматривать вопрос более детально, то подешевела не нефть WTI сама по себе, а фьючерсный контракт с поставкой в мае — это ближайший срок поставки для WTI. Контракты заключались несколько месяцев назад, когда ситуация на нефтяном рынке и в мировой экономике была совершенно другой. Теперь, когда спрос на нефть обвалился из-за пандемии, а мощностей для ее хранения оказалось недостаточно, трейдеры в панике начали продавать контракты за день до их окончания — 20 апреля.
Причина, по которой фьючерсный контракт на WTI с поставкой в мае оказался невостребованным, находилась в американском штате Оклахома. Там, в городе Кушинг, расположено крупнейшее в США нефтяное хранилище. Только за два месяца накопленные в хранилище запасы увеличились на 48%. По данным Bloomberg, резервуары в Кушинге будут полностью заполнены в первую неделю мая.
Какое значение имеет Кушинг для WTI
Кушинг — это гигантский хаб по транспортировке, переработке и хранению нефти. Город начал активно развиваться в 1912 году одновременно с нефтяным бумом. Сегодня этот нефтяной центр играет ключевую роль в ценообразовании нефти West Texas Intermediate (она же WTI). Фьючерсные контракты на эту нефть, которые заключают трейдеры, оговаривают, что сырье должно быть доставлено именно в Кушинг. Если доставка из-за переполненности хранилищ невозможна (или представляется невозможной в будущем), то нецелесообразна и покупка контрактов.
Благодаря своему расположению — город находится в центре Соединенных Штатов — Кушинг начали называть «мировым пересечением нефтепроводов». Он связывает производителей нефти южного побережья США с потребителями в северной части страны.
Практически вся нефть и производимые из нее продукты, которые используются в США, так или иначе проходят через инфраструктуру Кушинга. По состоянию на 2019 год вместительность хранилищ составила около 91 млн баррелей.
Проблема хранения нефти актуальна для многих стран и производителей. Исследование на эту тему в конце марта опубликовала компания IHS Markit. Уже тогда некоторые страны вплотную подошли к максимуму своих возможностей хранения нефти.
Мировая потребность в нефти к концу марта упала настолько, что при сохранении обычных темпов добычи нефти, например, у Нигерии возможности хранения истекли бы через полтора дня; у России — через восемь дней. Самая высокая «прочность» в этом отношении у Китая — 52 дня.
Нефть хранят не только на суше, но и на воде — в танкерах. В апреле 2020 года объемы такого хранения достигли гигантских размеров. По данным источников Reuters, в середине апреля количество нефти на крупных танкерах составило 160 млн баррелей. В последний раз сопоставимые цифры были зафиксированы в 2009 году — около 100 млн баррелей. По данным Guardian, день аренды такого супертанкера обходится в $350 тыс.
Такой способ хранения используется в первую очередь для спекулятивной торговли. Крупные компании покупают или арендуют танкеры, заполняют их нефтью в расчете на выгодную продажу в будущем. В частности, это практикуют крупные перевозчики нефти (например, Trafigura, Vitol или Gunvor) — они доставляют нефть и нефтепродукты от производителя к конечному потребителю.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»