«Негатив перевесит позитив»: аналитики о «разводе» «Яндекса» и Сбербанка
2 июня издание The Bell написало о готовящемся «разводе» между «Яндексом» и Сбербанком. Как рассказали изданию источники, компании завершат сотрудничество в совместных предприятиях — сервисах «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги».
Это будет реорганизация активов, пишет The Bell, после чего единственным владельцем «Яндекс.Маркета» останется «Яндекс», а во владение Сбербанка перейдет сервис «Яндекс.Деньги».
Позже факт проведения консультаций о реструктуризации между Сбербанком и «Яндексом» подтвердил первый зампред правления госбанка Лев Хасис.
Как сейчас распределены доли в совместных предприятиях
«Яндекс.Маркет»: Сбербанку и «Яндексу» принадлежит по 45% компании, а оставшиеся 10% — менеджменту.
«Яндекс.Деньги»: Сбербанку принадлежит 75%, «Яндексу» — 25% плюс одна акция.
Вероятное изменение структуры владения в совместных проектах двух компаний выглядит логичным, считает ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. Для Сбербанка как структуры финансовых услуг более свойственно работать с деньгами, а для «Яндекса» важны направления рекламного дохода и маркетинга, объяснил эксперт.
«Данные шаги могут быть ответом на определенные изменения в поведении потребителей. Шок от COVID-19 привел к увеличению дистанционной занятости и продаж через интернет, что выявило интересы и экспертизы Сбербанка и «Яндекса» в соответствующих сферах», — рассуждает Кочетков.
Если стороны завершат сотрудничество, развитие «Яндекс.Маркета» ускорится, предполагает Леонид Делицын из «Финама». «Это один из тех внутренних «единорогов», который рано или поздно дорастет до нужных размеров, поскольку онлайн-покупки у нас совершают пока далеко не все, но режим изоляции ежедневно нас к этому понуждает», — аргументировал эксперт.
В свою очередь Сбербанку желательно упростить владение «Яндекс.Деньгами», включить сервис в свою экосистему и переименовать, полагает Делицын. Доля «Яндекс.Денег» в доходах Сбербанка в настоящее время будет едва заметной — по мнению аналитика, банку полезнее технологии и пользовательская база, которая может потребоваться для будущих проектов.
«Когда «Яндекс» снова получит полный контроль над площадкой «Яндекс.Маркет», доходы в общей выручке могут составить до 10%. За счет покупки также увеличится стоимость активов материнской компании, что приведет к переоценке и росту капитализации. Мы считаем новость позитивной для IT-компании», — говорит Ксения Лапшина, аналитик инвестиционной компании QBF.
Для выкупа доли у Сбербанка «Яндекс» может использовать средства, привлеченные в ходе размещения облигаций на сумму $1,25 млрд, которое прошло в феврале 2020 года. При этом сейчас IT-компания готовит размещение на бирже до 5% процентов собственных акций класса А, рассказали собеседники The Bell. По оценке издания, это может принести до $670 млн.
Эти средства могут пригодиться «Яндексу» для развития маркетплейса, который еще не стал прибыльным, считает старший персональный брокер БКС Максим Чекушин.
«На текущем этапе развития бизнеса «Яндекс.Маркет» является убыточным, и если бы бизнес был в отчетности «Яндекса» в 2019 году, то он размыл бы чистую прибыль на 20%, — объяснил аналитик. — Маркетплейс требует обширную инвестиционную программу в будущем, при этом трудно оценить перспективы выхода на рентабельность».
Если сделка состоится, то потенциальный негатив перевесит позитив для «Яндекса», которому придется консолидировать убытки «Яндекс.Маркета» и удовлетворять потребности проекта в инвестициях, резюмировал Чекушин.
Новость о «разводе» со Сбербанком не оказала влияния на акции «Яндекса». Котировки компании на торгах 2 июня незначительно снизились, но затем вернулись к уровню закрытия торгов на Московской бирже 1 июня.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе