Уборщик из США сделал $8 млн на бирже. И завещал их больнице и библиотеке
Чтобы добиться успеха на фондовом рынке и заработать миллионы, необязательно иметь большой капитал. Рональд Рид доказал это на своем примере. Он родился в крохотном американском городке Даммерстон в штате Вермонт. Рид был первым членом своей семьи, который окончил среднюю школу. Работал уборщиком, заправлял машины на АЗС, был подсобным рабочим в магазине.
Рональд умер в июне 2014 года в возрасте 92 лет. Однако его друзья, семья и местные жители не ожидали, что его жизнь могла быть такой плодотворной — он оставил состояние в $8 млн. И все это благодаря экономности и инвестициям.
«Он был трудолюбив, но я не думаю, что кто-то догадывался, что он мультимиллионер. Он жил скромно. Некоторые из нас знали, что у него есть кое-какие инвестиции. Но, очевидно, у него было и то, о чем мы не знали», — говорил его пасынок Филипп Браун.
Прошел Вторую мировую войну и стал простым работягой
Рональд окончил школу в 1940 году в Братлборо. Для того, чтобы ее посещать, ему приходилось каждый день идти пешком или добираться автостопом. После школы Рид отправился на войну.
Во время Второй мировой он служил в Северной Африке, Италии и на Тихоокеанском театре военных действий. После того, как вернулся домой, осел в Братлборо и устроился на заправку, где в итоге проработал 25 лет.
Он женился на женщине, у которой было двое детей. После окончания работы на АЗС Рональд вышел на пенсию. Вскоре он понял, что это него не устраивает, и пошел работать в магазин J.C. Penney. Там он оставался до 1997 года.
Знакомые Рида описывали его как скромного и замкнутого человека. Он не тратил деньги, если в этом не было острой необходимости. Рональд носил поношенные фланелевые рубашки, пользовался английскими булавками, чтобы скрепить свое пальто, водил подержанную Toyota Yaris и экономил на платных парковках. До самой смерти он рубил дрова для своей печи. Адвокат Рональда Лори Роуэлл отмечала, что у него было два главных хобби в жизни: инвестирование и рубка леса.
Единственным удовольствием, которое он себе позволял, были завтраки в местной кофейне при больнице. Он всегда брал чашку кофе и английский маффин с арахисовым маслом, сидел на одном и том же табурете за стойкой. Однажды он попытался оплатить счет, но выяснил, что кто-то уже сделал это за него. Незнакомец подумал, что Рид не сможет сам за себя заплатить.
«Люди были ошеломлены тем, что у него было так много денег», — сказала местная жительница Рут Маркс. Как-то раз она связала ему шапку, так как думала, что он небогат и ему понадобится помощь, чтобы пережить зиму. Кроме того, однажды она купила у него старый забор из проволочной сетки. Маркс решила, что для Рональда деньги лишними не будут.
«Если бы он мог сэкономить хоть пенни, он бы это сделал», — сказала о нем старший партнер по работе с клиентами Wells Fargo Advisors в Братлборо Бриджит Боукум, которая помогала разобраться с наследством Рида.
Однако на инвестициях он не экономил. Его друг и сосед Марк Ричардс с уверенностью говорил, что если Рид зарабатывал $50 в неделю, то $40 из них инвестировал.
Рональд был старомоден
Ричардс рассказывал, что когда в первый раз зашел в дом Рональда, увидел на столе кипу годовых отчетов компаний и проспектов. В комнате также стоял работающий фонограф. «И вот он сидит и читает деловое Barron's, рядом лежит груда отчетов, на которые он хотел бы взглянуть, слушает Геттисбергскую речь (ее произнес Авраам Линкольн в 1863 году. — «РБК Инвестиции»). Я всегда говорю о Рональде, что в тихом омуте черти водятся», — сказал он.
Рид ежедневно читал бизнес-издания Barron's и The Wall Street Journal. Кроме того, он часто ходил в местную библиотеку и обсуждал инвестиции со своими знакомыми. Регулярно обращался за советом к своему соседу, консультанту банка Wells Fargo. Там же он открыл брокерский счет, однако на нем была лишь малая часть его акций.
Рональд предпочитал инвестировать по-старинке. Он владел бумажными сертификатами, удостоверяющими его права на акции, получал чеки за дивиденды по почте, не пользовался компьютером и не торговал на бирже через интернет. В итоге после его смерти у него в сейфе нашли стопку ценных бумаг 95 компаний.
Когда торги перешли в онлайн-формат, компании начали взимать плату за изготовление сертификатов на акции. В результате Рид начал пользоваться услугами регистраторов. Они ведут электронные реестры акционеров различных компаний, учитывают сделки и фиксируют переход прав собственности на бумаги. Заключать сделки напрямую с регистраторами дешевле, чем через брокеров.
Рид покупал акции крупных компаний и банков, но не всегда удачно
По словам его друзей, Рональд покупал акции компаний, которые знал, и тех, кто платил большие дивиденды. Выплаты по ценным бумагам он вкладывал в покупку новых акций. В его портфеле были бумаги Procter & Gamble, General Electric, JP Morgan, Johnson & Jonnson, Dow Chemical, CVS Health, а также производителя джема JM Smucker.
В 1959 году он купил 39 акций компании Pacific Gas & Electric. Тогда они стоили чуть более $2,3 тыс. Затем компания несколько раз проводила «дробление» бумаг, в результате чего их число достигло 578. К концу жизни Рональда цена каждой составляла около $26,5 тыс.
Рид держал акции и не продавал их в течение многих лет. Однако были у него и неудачные покупки. Он владел акциями инвестбанка Lehman Brothers. Банк открылся в 1850 году, но не выдержал ипотечного кризиса и обанкротился в 2008 году, запустив мировой финансовый кризис.
Но деньги достались библиотеке и больнице
К моменту смерти Рида его жена уже скончалась, и у него осталось двое пасынков. Однако большую часть заработанных на бирже средств он оставил библиотеке и больнице города Братлборо. Первая получила $1,2 млн. Как пишет Brattleboro Reformer, это пожертвование стало крупнейшим с момента основания библиотеки в 1886 году.
«Это замечательная история. Я чувствую, что мистер Рид всего добился сам. У него не было формального образования, но он был очень умен и понимал, какое влияние оказывает на человека такое учреждение, как библиотека», — говорил исполнительный директор библиотеки Джерри Карбон.
Деньги планировали потратить на капитальные проекты, которые давно откладывались. С их помощью можно продлить часы работы библиотеки, так как в течение многих лет из-за дефицита бюджета приходилось сокращать сотрудников, рассказывал Карбон.
Городская больница получила от Рональда $4,8 млн. Средства должны пойти на развитие инфраструктуры, говорила директор по развитию и маркетингу больницы Джина Паттисон. «В больнице есть несколько участков, которые нуждаются в обновлении, и эти деньги, безусловно, позволят нам это сделать. Мы просто невероятно счастливы и благодарны», — подчеркнула она.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»